Что есть банкротство?
В связи с нашими постами про ужесточение процедуры банкротства поступают вопросов от подписчиков: «да как такое вообще возможно?!». Кажется, пора немного рассказать о том, что такое банкротство, и почему его последствия так непривычны.
Признание должника банкротом означает, что имеющегося у него имущества точно не хватит на всех кредиторов и в обозримой перспективе его финансовое положение лучше не станет. Банкротство призвано, на сколько возможно, разрешить эту проблему «по справедливости».
Ключевая цель банкротства – сделать так, чтобы всем его участникам было одинаково плохо. Эта цель достигается тремя основными механизмами:
- сохранение имущества;
- наполнение конкурсной массы;
- реализация и распределение полученного.
Сохранение имущества включает в себя не только консервацию, но и предотвращение потерь; так, на денежные обязательства банкрота прекращают начисляться проценты и пени, управляющий может уволить сотрудников, расторгнуть договоры и др. К превентивным же мерам относится, например, удививший подписчиков запрет для физика-банкрота вести свои дела в суде.
Наполнение конкурсной массы, в теории, должно производиться перспективно, т.е. за счет операционной деятельности и взыскания дебиторки, тем более, что в деле «Бийский элеватор» Верховный Суд РФ, по-сути, обязал управляющего получать прибыль с предприятия-банкрота.
На практике в процедуру чаще всего падает «пустое» юр.лицо без имущества, зато с огромными долгами и раздутым балансом. Но в бизнесе так не бывает – если есть долг, должен быть и актив. Сильный перекос означает, что кто-то не чист на руку. И тут появляются любимые кредиторами ретроспективные инструменты: субсидиарная ответственность, оспаривание сделок и взыскание убытков, о которых мы еще поговорим отдельно.
Реализация и распределение предполагают установленную законом процедуру продажи имущества и очередность удовлетворения требований кредиторов. Что можно продавать за долги, а что нельзя, решается в рамках этого механизма. Например, недавно Конституционный Суд РФ разрешил обращать взыскание на единственное жилье должника.
Как видите, все, казалось бы, невозможные вещи четко укладываются в классические механизмы банкротной процедуры.
Банкротство – глобальная надстройка над обычным гражданским правом, оно изменяет, а под час и деформирует до неузнаваемости привычные правовые предписания. Это и есть «неэвклидова геометрия» банкротства.
Где ошибка? К этому моменту все заметили, что мы часто ругаемся на банкротное регулирование, а тут как будто взялись его оправдывать. Отнюдь. Банкротство – мощнейший инструмент, требующий тончайшей настройки и балансировки, в противном случае будут перекосы или в сторону должника, или в сторону кредиторов. Сейчас классические механизмы банкротного регулирования «выкрутили» так, что вектор закона превратился в «суперкредиторский». Справедливостью тут и не пахнет.
Что делать? Интересоваться, обсуждать, выражать свое недовольство. Бизнесмены привыкли отслеживать только определенные области законодательства: налоги, штрафы, регуляторка и др. Пора обратить внимание и на банкротство, ибо может статься, что изменение этой сферы окажется для бизнеса более чувствительным, чем введение очередного штрафа.