Поговорим о такой интересной штуке, как байбэк.
Многие компании все чаще рассматривают байбэк вместо дивидендов в качестве способа расплатиться с акционерами. Разберемся, что это, как это работает и как обстоят дела с байбэками на российском рынке.
Байбэк заключается в выкупе компанией собственных акций на открытом рынке, либо на основе тендера, когда компания назначает фиксированную цену выше рыночной и предлагает своим акционером поучаствовать.
Компании выкупают акции по ряду причин:
▪️для поддержания котировок
▪️для защиты от поглощения акционерами, пытающимися приобрести контрольный пакет
▪️наконец, для вознаграждения менеджмента и акционеров.
Как правило, байбэк положительно влияет на цену акций из-за роста спроса и сокращения акций в обращении, что в свою очередь увеличивает прибыль на акцию (EPS). Таким образом, прирост цены позволяет компании предложить акционерам вознаграждение, эквивалентное дивидендам по своему размеру. При этом налог на прирост цены не всегда нужно платить в отличие от налогов на дивиденды, что является большим преимуществом.
Однако, конечно, главная проблема заключается в том, что для фиксирования прибыли, акционерам необходимо продать акции. Более того, ограничений на длительность программы байбэка не существует, так что процесс может затянуться.
Байбэки на американском рынке уже кажутся обыденностью, поэтому мы решили проанализировать влияние байбэков на динамику акций российских компаний. Рассмотрели период с 2017 г. и выделили наиболее значимые из них.
К примеру, в середине января текущего года Сбер объявил программу обратного выкупа акций примерно на 50 млрд руб. Не сказать, что это существенно для финансового положения банка, но поддержать котировки подобным объемом можно. В этот день обыкновенные акции Сбера дорожали на 8%.
Роснефть, объявившая новость о рекордном байбэке на $2 млрд (примерно 3,2% от free float) в августе 2018 г., фактически запустила его только на коронавирусном дне в марте 2020 г. В день выхода новости акции выросли на 2,5%, но существенная поддержка котировкам была оказана как раз на пиках паники в марте.
Подобные сценарии склоняют нас к суждению о том, что проведение байбэка – это не только поощрение акционеров и менеджмента, но и серьезная поддержка котировок. Зачастую выкуп начинают как раз в такие моменты, когда акции уже значительно рухнули, посыл в принципе понятен – купить дешевле.
Помните открытие торгов на Московской Бирже в марте 2022 г., когда в момент открытия в стакане Роснефти были многомиллионные лоты на покупку? Все сразу подумали, что деньги ФНБ пошли в действие. Но никто не вспомнил, что у компании по-прежнему имеется действующий байбэк и, вполне вероятно, это Роснефть могла выкупать свои же собственные акции с биржи.
Действующие программы байбэка имеются у таких гигантов как Роснефть, Сбер, Новатэк, ЛУКОЙЛ, Полюс и другие. Вопрос лишь в том, когда эти программы могут снова возобновиться. В большинстве случаев, после объявления, динамика акций оказывалась позитивной, и в первый месяц они в значительной степени дорожали.
Все это плавно подводит к выводу, что с текущей непростой ситуацией на российском фондовом рынке, который движим геополитическими событиями, компании могут активировать байбэки в подобных случаях и это, несомненно, придаст котировкам должную поддержку.
Сегодня на рынке преобладает преимущественно низкая ликвидность и скромные обороты торгов. Это значит, что при потенциальном обвале, компании, проводящие байбэки, в любой момент могут начать скупать акции с рынка, тем самым значительно поддержать котировки.
Таким образом, с нашей точки зрения, важно следить за таким параметром как обратный выкуп акций, приобретающий важный характер