Поговорим о том, кто покупает российский госдолг и насколько он востребован.
В народе бытует мнение, что в последние годы российские ОФЗ не пользуются спросом и покупают их только госкорпорации, а иностранцы не покупают вообще.
Давайте разберемся, есть ли в этом утверждении зерно истины.
В 2012 г. доля нерезидентов в ОФЗ составляла около 4%. С тех пор она достаточно стабильно росла и с 2017 г. колебалась в пределах 25-30%. Конечно, когда против России вводились санкции, доля нерезидентов падала. Тем не менее, в течение года до пандемии, в ходе ослабления санкционной риторики против России, приток иностранных вложений в ОФЗ увеличивался.
Своего пика доля нерезидентов достигла в феврале этого года (35%). Сейчас, по причине высокой неопределенности из-за коронавируса, наблюдается отток иностранного капитала.
В июле доля нерезидентов на первичном рынке ОФЗ составила всего лишь 20%. При этом порядка 60% ОФЗ выкупались крупными банками, более 10% – не системно значимыми банками. Нефинансовые организации приобрели всего 10% ОФЗ в июле. На вторичном рынке ситуация похожая: иностранцы продают, банки покупают.
Тем не менее, нельзя сказать, что наши ОФЗ никому не нужны, кроме госкорпораций. Более того, это миф. Санкции, несомненно, влияли на отток капитала. Сейчас влияет коронавирус и связанные с ним «прелести» в виде кризиса и неопределенности.
В последние годы ОФЗ были вполне привлекательными для иностранцев. И это совсем неудивительно, ведь альтернатив особо нет. Сейчас российские ОФЗ дают около 5-5,5% годовых, когда US treasuries дают меньше половины процента. Наша относительно высокая доходность, в сочетании с вполне низкой инфляцией, не может не привлекать.
По моему мнению, в случае, если удастся избежать новых санкций и потрясений, интерес к рублевому госдолгу на финансовых рынках сохранится.