Есть у американских чиновников привычка успокаивать рынки.
К «голубиным» заявлениям представителей ФРС об экономике и инфляции все давно привыкли и делают вид, что верят им, продолжая танцевать, пока играет музыка.
Но успокоительная вакцина есть не только у ФРС.
В среду USDA – американский сельхоздепартамент – опубликовал первые оценки урожая основных культур на сезон 2021/22, который стартует в сентябре.
Отличие от ФРС в том, что на продовольственных рынках беспокойство вызывает рост, а не падение, как на рынках акций.
В последнее время на рынке продовольствия одна плохая новость сменяет другую: где нужен дождь (в Бразилии), его не дождешься; где нужна сухая и теплая погода для посевной (на Среднем Западе США или в Европе) – мокро и холодно.
При этом у китайских свиней, как и прежде, хороший аппетит: старые запасы кукурузы и сои они уже почти полностью уничтожили и перешли на пшеницу.
Цены, разумеется, росли быстрее, чем всходы – кукуруза в начале недели торговалась более чем вдвое выше 5-летней средней цены.
До таких достижений даже модной нынче меди далеко.
Неделю назад на рынке преобладали сомнения насчет того, смогут ли американские фермеры засеять и вырастить достаточно зерна, чтобы снять напряжение. Но USDA сказал, что смогут.
Американский урожай не дотянет всего 1% до рекорда 2016 года, но глобальное производство ставит рекорды почти каждый год. На этот раз +5,4% к нынешнему сезону, который тоже, как ни странно, был рекордный.
Все благодаря Украине и Бразилии. Таким образом, через год удастся нарастить глобальные запасы почти на 9 млн. тонн. Правда, все за пределами Китая.
Похожая картина и по сое с пшеницей – ударный производственный ответ на растущий спрос.
То, чего никак не удается дождаться на прочих рынках, вроде нефти или металлов, где производители пытаются зарабатывать на росте цен, а не объеме производства. Вероятно, потому, что на зерновых рынках нет монополий или просто больших игроков, и он остается рынком в классическом смысле.
Цены ожидаемо отреагировали снижением.
Кто рос больше других, тот и упал сильнее. Июльский кукурузный контракт торгуется ниже максимума понедельника на 8%, а контракты нового урожая пострадали еще больше – декабрь рухнул почти на 12%.
Пшеница отреагировала спокойнее, а соя после выхода отчета даже пыталась расти, ее «накрыло» только на следующий день.
Причины для дальнейшего роста есть. Дело в том, что оценка урожаев, пожалуй, слишком оптимистичная. Кроме того, исторически в мае USDA дает завышенные оценки, которые потом сокращаются в течение года по мере поступления плохих новостей с полей.
Оценки американского экспорта тоже скромные, благодаря чему в Штатах через год должна остаться хоть какая-то соя. Другими словами, слишком многое может пойти не так. С учетом низкого уровня запасов, реакция на плохие новости будет очень острой.
Еще в начале года мы писали о том, что исторические максимумы по зерну будут бить контракты следующего сезона. Вероятно, так и будет, несмотря на дозу успокоительного от USDA.