Ведь чем больше ЦБ той или иной страны слушается правительство, тем сильнее это пугает инвесторов и население.
Пример: у правительства большой государственный долг, а платить нечем. Зависимый от правительства регулятор вполне может начать печатать деньги. Или понижать ставку, чтобы упали проценты по долгу. Как поведет себя инвестор, который знает, что такие действия весьма вероятны? Отечественный – испугается инфляции, а иностранный – обесценения валюты. В результате разбегутся оба.
Также зависимость от правительства может выражаться в склонности ЦБ поддерживать излишне дешевый курс отечественной валюты для поддержания экспортеров. Недавно в этом подозревали ФРС, которая понизила ставку. До этого шли разговоры о валютных махинациях Банка Китая. Да и для России тема вполне актуальная.
На повестке сегодняшнего дня у нас вопрос зависимости Банка Турции от правительства. Редкий случай, когда эта зависимость выражается не в попытке покрыть госдолг или повысить доходы экспорта, а в том, что политическая идеология переходит в монетарную политику.
Эрдоган хотел дешевые кредиты всем. И вот ЦБ понижает ставку, несмотря на инфляцию, коронавирус, отток капитала… Инвесторы увидели неадекватность происходящего и разбежались. У Турции даже не было большого долга (всего 33% от ВВП в 2019 г.), однако достаточно было простого недоверия к ЦБ, и вот страна как никогда близка к валютному кризису. Инфляция 12%, а курс достигал 8,5 лир за доллар.
В последнее время мы видим позитивные перемены. Банк Турции стал проводить независимую политику, и это сразу укрепляет турецкую валюту.
Результат – за последнее время турецкая лира укрепилась более чем на 10%.
Основная причина: ЦБ Турции сделал так, чтобы коммерческие банки стали выдавать меньше кредитов и держать в ЦБ больше резервов по депозитам. А именно, регулятор сделал норму резервирования независимой от темпа роста ссуд, которые выдает банк (раньше ускорение темпа выдачи кредитов позволяло банкам снижать долю резервов от депозитов).
Эта мера хороша по двум причинам:
1. Банки будут меньше продавать лиры, а люди – брать меньше кредитов (в частности, в иностранной валюте). Меньше инфляция и давление на курс.
2. Банк Турции продемонстрировал нам второй раз за неделю, что готов пожертвовать ростом кредитования ради стабильности финансового рынка. Первый такой сигнал был – повышение ставки до 15%.
ЦБ Турции идет в правильном направлении. Достаточно осмысленная и независимая политика вполне может вернуть спрос на турецкие активы и спасти страну от волны дефолтов. Вопрос только в том, не слишком ли поздно регулятор начал вести себя осмысленно, и долго ли мы будем наблюдать невмешательство Эрдогана.
Мораль? За последнее время турецкие активы серьезно подешевели. Возможно, сейчас наступает неплохой момент для их покупки.
Обязательно посмотрим, что есть в Турции интересного, и поделимся с вами своими находками