Как и обещал вчера вечером, начинаем разбор полетов.
Происходят по-настоящему удивительные вещи. Безумная по своим масштабам накачка экономики деньгами привела к невероятным последствиям.
1. Рынки перегреты. Рынки бурлят. Рынки «хотят» скорректироваться. Но … не могут. Любая попытка коррекции «натыкается» на огромную денежную массу, выкупающую все подряд.
2. Основные бенефициары происходящего – рынки коммодитиз и драгметаллов, на которых как раз за последнее время и происходила некоторая коррекция. Вполне возможен дальнейший полёт в стратосферу.
3. Инфляция особо не растет. Хотя инфляционные ожидания все же начинают себя проявлять. Странная ситуация, денег много – инфляция отсутствует. И что, так будет всегда?
Баланс ФРС растет впечатляющими темпами. Денежная масса в США растет быстрее ВВП, что формирует так называемый «инфляционный навес».
Собственно говоря, ВВП и не растет, он пока со свистом скользит в бездну. Хотя это все вполне ожидаемо.
Начнется ли в мире долларовая инфляция? И если да, то кто от этого выиграет, а кто пострадает?
Пик прироста баланса ФРС с начала пандемии пришелся на начало июня, и составил около $2,9 трлн. Более 60% этого объема пришлось на покупку трежерис, 20% – ипотечных и других ценных бумаг, сделки РЕПО, валютные свопы.
На данный момент прирост баланса ФРС с начала марта составляет $2,7 трлн. Возникает резонный вопрос: за счет чего он сократился?
Помните, недавно мы с вами обсуждали, что баланс ФРС немного, но стал сокращаться? И я обещал ставить вас в известность по данному, на сегодняшний день крайне важному, вопросу. Ибо рост баланса ФРС – это последующий рост рынков.
Вслед за этим вопросом возникает второй и очень логичный вопрос: за счет каких факторов идёт в последнее время сокращение баланса? И насколько это важно для нас с вами?
Во-первых, за счет валютных свопов.
Во-вторых, за счет сделок РЕПО, спрос на которые в течение последних 3 недель упал до нуля.
Внимание! Это уже очень важно!
Иными словами, друзья, у финансовых учреждений уже так много денег, что им не нужно их занимать даже под низкий процент.
Сама по себе ситуация кажется очень даже неплохой: у денежного рынка прошла острая потребность в ликвидности. Но тут важно понять, какой ценой это далось регулятору.
Денежный агрегат М2 в США (денежная масса, включающая наличные деньги в обращении и депозиты разной срочности) с начала марта вырос на целых 20%. Это самый быстрый прирост за всю историю. Такого количественного смягчения не было даже после кризиса 2008 г. В интересное время живем!
К счастью, рост денежной массы произошёл главным образом за счет увеличения депозитов и счетов на бирже: население сейчас активно сберегает. Собственно, поэтому мы и не наблюдаем инфляцию в США. Эти огромные суммы не работают, они лежат на счетах. Или же идут на активную скупку ценных бумаг.
Тем не менее, теория нам говорит о том, что, если в экономике денежная масса растет быстрее ВВП, то это формирует так называемый «инфляционный навес». Простым языком, денег становится больше, чем нужно.
Если все эти деньги начнут работать, то в США разгонится небывалая инфляция. Сейчас это не актуально из-за коронавируса – спрос на низком уровне. Однако, когда из-за эффекта «отложенного» спроса эти деньги дойдут до реального сектора, инфляционные риски в США будут значительно выше.
ФРС будет и дальше наращивать свой баланс. Это подтверждает и вчерашнее заявление Джея Пауэлла, и планы правительства увеличивать расходы на программы поддержки. И, что наиболее важно, это подтверждают действия регулятора.
Федрезерв продолжает покупку ценных бумаг в таких объемах, что финансовому рынку уже не нужны займы, хотя на дворе кризис. В общем, денежная масса будет расти и дальше, как и «инфляционный навес». Вместе с ними будут расти и мои сомнения в адекватности происходящего.
Иначе говоря, инфляции однозначно быть.
Возникает целый ряд вопросов.
1. Когда?
2. Что из этого следует? Кто и что будет бенефициаром этого процесса; и наоборот, у кого из-за всех этих процессов начнутся серьезные проблемы?
3. Как ФРС начнет бороться с данным процессом?
4. Как будет абсорбироваться излишняя денежная масса? С учетом того, что процентные ставки регулятор еще долго будет вынужден держать крайне низкими.
5. Как на это все безобразие будут смотреть другие страны? Ведь, по сути своей, просадка доллара – это бесценный подарок американскому экспорту, и страшный удар по остальным крупным мировым экспортерам. И Японии, и Китаю, и Еврозоне, и особенно Германии, и Канаде, и Мексике. Не спровоцирует ли этот процесс новый виток валютных войн?
6. Каковы наши действия? Что нам в этой всей вакханалии делать?
Вопросов масса. Будем спокойно, не торопясь и очень обстоятельно, об этом разговаривать.