На прошлой неделе проходили активные консультации Минфина и металлургических компаний (в том числе, сталелитейных) по вопросу налогового маневра в секторе. Это очень важный этап в жизни сектора, он состоит из двух аспектов: корректировка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и изменение налога на прибыль.
Сразу скажем, что окончательных решений пока нет, обсуждения продолжаются. Однако уже сейчас понятно, что налоговое бремя металлургов возрастет.
Другой вопрос – насколько это критично? Попытаемся разобраться.
1) НДПИ. Минфин хочет привязать налог к мировым ценам на сырье. В этом есть своя логика, поскольку металлургическая отрасль циклична. То есть, в период роста цен ставка НДПИ будет расти, а в период снижения – падать. Минимальная ставка, скорее всего, останется прежней (0,2%), а вот максимальная пока не определена. Предполагается, что новая система будет действовать до 2025 г. и затем будет пролонгирована.
2) Налог на прибыль. Здесь все будет зависеть от соотношения дивидендов и капвложений. Что это значит? Базой для расчета будет выступать коэффициент, равный разнице между дивидендами, выплаченными за 5 лет, и инвестициями (минус амортизация), деленной на капитал компании на начало этого периода. Дальше предполагается сделать такую дифференциацию: коэффициент меньше или равен 1 – ставка налога 20%; от 1 до 2 – ставка 25%, более 2 – ставка 30-35%.
Если с НДПИ все более или менее все понятно (старая формула давно устарела, и ее действительно пора менять), то с налогом на прибыль возникает вопрос – а не ударит ли это по дивидендам крупных компаний, таких как ММК (MAGN RX), НЛМК (NLMK RX), «Северсталь» (CHMF RX), Evraz Group (EVR LN) или ТМК (TRMK RX)?
На наш взгляд, пока оснований для серьезного беспокойства нет. Как пишут СМИ, крупные металлурги не особенно возражают против новой формулы, поскольку для них почти ничего не поменяется. Скорее всего, новый коэффициент для них будет «болтаться» около 1, ведь компании уделяют серьезное внимание как дивидендам, так и капитальным вложениям.
Наверное, таких высоких дивидендов, как у ТМК в этом году, в будущем ждать уже не придется, но в целом уровень 10-15% годовых в рублях, по всей видимости, останется. Особенно с учетом того, что сейчас происходит в Китае, который серьезно ограничивает производство стали.
Почему это важно? Во-первых, сокращение объема стали в мире при стабильно высоком спросе может создать определенный дисбаланс. Это, в свою очередь, вероятно, будет оказывать ценам на прокат серьезную поддержку.
Во-вторых, это сырьевой вопрос. На прошлой неделе на фоне новостей из Поднебесной цены на железную руду упали почти на 20%. Это самое серьезное падение со времен кризиса 2008 г. Складывается интересная ситуация (и мы об этом писали ранее): цены на сталь остаются высокими, а стоимость ЖРС падает. Полагаем, здесь излишне объяснять, как это выгодно производителям стального проката.
Так что Минфин вовремя озаботился налоговым маневрам для металлургов. Не исключено, что в среднесрочной перспективе компании продолжат зарабатывать много. Ну а после введения новой формулы для НДПИ и соответствующего увеличения поступлений в бюджет уже ни у кого не повернется язык сказать, что кто-то кого-то «нахлобучивает».