Вчера только ленивый не позвонил и не спросил: ты в курсе? Можешь прокомментировать?
Миша – отличный человек, с которым очень приятно поболтать о судьбах человечества за рюмкой чая. Но почему заявил он, а отдуваться мне?! Где справедливость?
Впрочем, с Михаилом спорить не буду. Выскажу свою точку зрения.
Давайте пофантазируем и рассмотрим разные варианты.
Вариант первый. Оптимистично-бравурный.
Допустим, прошло несколько месяцев. Мировая экономика стряхнула с себя оковы пандемии. Многочисленные вакцины от #всехкомунелень их производить, выпущены, привиты не только людям, но и кошкам, собакам, пингвинам и летучим мышам. Идет бешеный спрос на нефть. Сланцевики при этом ленятся и откровенно бездействуют (мне уже смешно). Цена на нефть растет аж на 20-30% и достигает, к примеру, 55 долларов за баррель. Почему бы и нет? В этой жизни возможно все.
При этом объем нефтедобычи – как в 2019 году. (То есть все страны-производители забыли о сокращениях и производят столько же, сколько и раньше).
По моим подсчетам, при таких замечательных условиях, курс в районе 45 рублей за доллар все равно не позволит нашему правительству свести концы с концами: нефтегазовые доходы бюджета упадут почти на 20-25% (в лучшем случае) по отношению к 2019 году.
Более того, при прочих равных, если рубль будет стоить так дорого, платежный баланс однозначно уйдет в отрицательную область. Это приведет к падению спроса на рубль и курс не удержится на уровне 45 рублей за доллар.
В завершение, представьте, как жалобно будут рыдать при таком курсе наши экспортеры – нефтяники, металлурги, нефтехимики и прочие.
Уже от их «страданий неземных» курс доллара не сможет удержаться на отметке 45.
Вариант второй. Романтически-утопический. Глобально апоклептический.
Доллар США начинает стремительно обесцениваться относительно всех мировых валют, включая, разумеется, и наш рубль.
Судя по всему, Михаил рассматривает именно эту крайнюю модель, когда доллар к евро и DXY падают эдак процентов на 40%, как, кстати говоря,
предвещают нам еще некоторое количество выдающихся экономистов современности.
То есть имеем через какое-то осязаемое время не текущие 1,18 EUR/USD, а, к примеру, 1,65. Не нынешние 1,33 по GBP/USD, но 1,86. И так далее.
Параллельно мы имеем шансы увидеть следующие процессы:
– нефть в долларах подорожает эдак до 60 за баррель;
– фондовые рынки улетят в небо процентов на 50-80;
– значительно вырастут в цене коммодитиз;
– золото улетит на 2500, как минимум (а 3000 отчетливо маячит на горизонте).
Надеюсь, всем понятно, что при таком варианте невероятно подешевевший доллар приведет к сильнейшему удару по экспорту и Еврозоны, и Китая, и других стран. В выигрыше будут только американские экспортеры.
Что в этой ситуации будет делать ЕЦБ, Банк Англии, китайский регулятор и прочие? Смотреть мультики и курить бамбук? Сомневаюсь.
Тот же ЕЦБ, увидев удорожание евро на 40%, незамедлительно начнет печатать валюту, да и другие регуляторы примут подобные ответные меры.
Вы думаете, наш ЦБ останется в стороне и будет благодушно на все это смотреть?
Поэтому про такой дорогой рубль говорить, конечно, можно. Почему бы не поговорить?
Однако пока прогноз в 45 рублей за доллар выглядит для меня абстрактным и с трудом осязаемым.
P.S. С целью уточнить информацию, позвонил уважаемому Михаилу Леонидовичу. Говорил ли он такое? В ответ смех, и «конечно, я такого НЕ говорил».
В данном случае журналисты все перепутали. Зато сколько поводов улыбнуться!