Вчера вечером Центральный банк Аргентины объявил о повышении ставки РЕПО с 24% до 27%.
Это уже второе повышение за месяц: 1 октября ЦБ Аргентины повысил ставку на целых 5 п.п., с 19% до 24%.
Повышение ставки РЕПО в первую очередь направлено на то, чтобы ограничить заимствования банков. Да, это сдерживающая монетарная политика, однако Банк Аргентины вынужден прибегнуть к этой мере в силу того, что все возможные экономические агенты активно переводят отечественную валюту в доллары.
Причем это происходит несмотря на ограничения, которые вводит ЦБ Аргентины. В стране введены налоги на обмен валюты, нельзя покупать больше $200 в месяц. Причем, несмотря на эти меры, объем покупок валюты в месяц стабильно растет, начиная с марта.
После первого повышения ставки РЕПО в начале месяца песо упал на 1,2% и пока никаких признаков его восстановления, увы, не наблюдается. Население совершенно не доверяет этой валюте и при любой возможности пытается вложиться в доллары. Причина в том, что аргентинское правительство финансирует дефицит бюджета, печатая деньги. Неудивительно, потому что занимать, когда годовая доходность 10-летних облигаций составляет 15%, не представляется возможным для страны, у который госдолг к ВВП превысит 100% к концу года.
Что все это значит? Второе по счету повышение ставки за такой короткий срок говорит о том, что ЦБ Аргентины не в состоянии контролировать ситуацию. Недоверие к песо только нарастает, особенно если держать в голове огромный госдолг в стране и тот факт, что инфляция уже превышает 40%. Более того, уже который год ВВП в этой стране падает: в 2018 году падение составило 2,5%, в 2019 – 2,2%, а к концу этого года снижение ВВП прогнозируется на уровне 5,7%.
Сейчас в стране действительно большие риски того, что обесценение песо выльется в еще более масштабные проблемы для экономики. В течение недели МВФ, скорее всего, предложит Аргентине очередную программу поддержки, однако далеко не факт, что этого будет достаточно.
Для меня очевидны две вещи про аргентинскую экономику:
1. Правительство точно продолжит печатать деньги для покрытия дефицита бюджета.
2. Население продолжит избавляться от песо.
Как известно, нужно лечить саму болезнь, а не симптомы. Меры, типа ограничения потоков капитала и повышения ставки, имеют краткосрочный эффект. Долларизация – это симптом неустойчивой фискальной системы и недоверия к валюте. Вот центральному банку и не удается взять ситуацию под контроль.
Вывод можно сделать один: никакие МВФ не помогут, пока в стране не будет проведена действительно сложная работа, реформирующая фискальную политику. Без фискальной дисциплины ничего не поможет и песо, увы, продолжит падать, несмотря на ограничения от ЦБ.
Итак, проблемные точки: Турция, Аргентина, … кто еще впереди? Накопление таких точек увеличивает системный риск и может привести к переходу от количества к качеству. Еще 2-3 случая подобных проблем с долгом и валютой в странах, и все вполне может закончиться массовым бегством капитала из развивающихся стран.
Самое серьезное внимание должно уделяться валютам развивающихся стран, так как именно курс валюты является индикатором устойчивости долга в стране и доверия агентов к валюте.