Биржевая неделя ознаменовалась одним событием, возможно, не самым заметным для трейдеров, но в каком-то смысле историческим. Рыночная капитализация TCS Group (то, что клиентам знакомо под брендом Тинькофф) превысила рыночную капитализацию государственного гиганта – ВТБ. К середине сегодняшнего дня Тинькофф стоил $6,73 млрд, а ВТБ — $6,65 млрд. Оба банка мне знакомы – держу их в своих портфелях. Впрочем, детище Олега Тинькова – не совсем банк в классическом виде, а, скорее, финтех проект (в этом его колоссальное преимущество перед традиционными банками). И оценка его производится по соответствующим мультипликаторам.
О причинах такого развития ситуации я уже неоднократно писал. Тинькофф в 3 квартале увеличил чистую прибыль на 30% по сравнению с предыдущим годом. Банк группы стал третьим по числу розничных клиентов, наращивая мощность некредитных продуктов (особенно Тинькофф.Инвестиции, конечно). Но несмотря на однозначный успех группы, рыночная ситуация говорит не только о TCS, но и о долгосрочных трендах.
Во время своего зарождения все «необанки» сталкивались с недоверием и консерватизмом аудитории, преодоление которого всегда было одной из магистральных задач не столько конкретно Тинькофф, сколько для всей отрасли. Отрадно, что технологии побеждают не только в стандартизированной отчетности, но и на реальном рынке – разница в капитализации между TCS и VTB зафиксирована Лондонской биржей.
Такая разница, несомненно, аномальна. Но она создаёт определённый апсайд для акций ВТБ, которые, возможно, имеют шанс очень неплохо подрасти.
Что касается ВТБ – то причин посыпать голову пеплом нет, хотя и есть где поднажать. Объективности ради – в сравнении госбанка с Tinkoff есть слишком много неочевидных переменных, чтобы судить о процессах по одним лишь цифрам. Кроме того, еще до сегодняшнего дня в ВТБ задумывались о структурных реформах и даже анонсировали их. Не исключено, что ВТБ пойдет по пути Сбера, масштабируя и усиливая периферийные продукты, или же изобретет свой вариант развития.