Давно не помню такого ажиотажа и напряжения. В принципе, это неудивительно.
«Я думаю, что самая большая угроза для Америки прямо сейчас, с точки зрения разрушения нашей безопасности и союзов, – это Россия» – заявил он.
Звучит как конкретное приглашение к гонке вооружений, не иначе.
Давайте подумаем, что это может означать, и как могут быть усилены санкции?
1. Самое серьезное, что для РФ может стать практически «Казусом белли», – это эмбарго на приобретение российских энергоносителей.
Не думаю, что до этого дойдет.
Эффект для экономики РФ лучше даже не обсуждать. Скажем так, курс рубля 100-150 будет в таком случае самым «нежным».
2. Заморозка счетов ЦБ РФ.
Думаю, нереально. Сравнимо с п. 1. Впрочем, в долларовых активах ЦБ РФ держит крайне немного – сильно переложились.
3. Закрытие корреспондентских счетов российских финансовых структур и банков.
В первую очередь, государственных. Теоретически возможно, но не сразу. Для этого нужно будет подыскать хороший повод. Впрочем, при желании это не проблема.
Вероятность этого – около 25%.
Закрытие кор. счетов российских частных структур, на мой взгляд, менее вероятно. По крайней мере, точно не в ближайшее время.
Шанс этого оцениваю в 10-15%.
Вред для экономики РФ – существенный, но не фатальный. Расчеты можно проводить и через европейские или азиатские банки. Хотя тут может вовсю встать тема вторичных санкций. Рубль на такое развитие событий также отреагирует достаточно сильным падением, хотя и не столь драматическим, как в первом случае.
4. Отключение российских банков (в первую очередь, государственных) от системы международных расчетов.
Теоретически и это возможно. Но опять же – не сразу и только в случае серьезных поводов. Хотя, по традиции, вполне могут обвинить РФ во вмешательстве в американские выборы, ну а дальше дело техники.
Шанс, на мой взгляд, 15-20%.
Реакция рубля будет аналогична п.3.
5. Полный запрет на приобретение и даже держание российского госдолга американскими структурами и частными лицами.
Как новых выпусков, так и уже находящихся в обращении. Как номинированного в валюте, так и в российских рублях.
Шанс более высокий – 20-25%.
Приведет к падению цен на наши внутренние долги и проседанию курса рубля эдак на 25-30%. И, разумеется, вынудит ЦБ поднять ставку на 3-5 п.п. Удар по экономике РФ – значительный.
6. Значительно более суровые ограничения на поставку РФ современных технологий в самых разных областях.
Это выглядит более реальным.
Шанс – 40-50%.
Удар по экономике РФ – краткосрочно не выдающийся. Долгосрочно – усиление отставания страны от мирового развития. Влияние на курс рубля и российский фондовый рынок – не слишком драматическое. Возможна просадка рубля еще на 5-10%.
7. Усиление персональных санкций против российских чиновников и госслужащих.
Шанс очень высокий.
Реакция рос. экономики и рубля, скорее всего, не будет заметной. Однако возможны изменения в области внутренней и внешней политики в сторону усиления конфронтации.
8. Резкое ограничение американцам и их контрагентам возможностей заключать сделки с любыми российскими структурами и гражданами.
Массовое закрытие россиянам счетов в американских банках и финансовых структурах. Или резкое усиление требования по процедурам комплаенса для российских граждан.
Шанс последнего – весьма высокий.
Новая администрация США теоретически может взять курс на усиление токсичности всего того, что связано с РФ. И не только денег. И это может быть крайне неприятно.
Я наверняка что-то упустил, но это не так и важно. Большинство из описанного уже так или иначе обсуждалось, ничего нового здесь нет…
Важно иное. В случае победы демократов, санкционное давление на РФ, скорее всего, начнет серьезно расти. Вопрос в силе этого давления и в его настойчивости.
Однако американцев трудно упрекнуть в отсутствии практичности. Любые жесткие санкции против РФ, особенно описанные в п.п. 1-5, косвенно ударят и по самим американцам, и по их союзникам. Мир глобальной экономики гораздо более переплетен, чем может показаться на первый взгляд.
Именно поэтому, даже в случае победы Байдена и усиления антироссийской риторики (а это будет 100%), не факт, что кто-то всерьез задумается о раздувании темы санкций, описанных в первых нескольких пунктах.
Хотя… Ненормальных хватает везде.
И напоследок.
Американцев на порядок больше волнует происходящее дома. Россия, Китай, Северная Корея, Иран и прочее – это просто варианты порешать собственные внутренние проблемы. И посему крайне важно, какие будут расклады в Конгрессе и Сенате. Станет ли, например, Сенат более демократическим или нет.
Россия, если уж совсем откровенно, сама по себе волнует американцев, как прошлогодний снег. А скорее – как повод надавить на кого-то внутри.
Так что у всех этих рассуждений могут быть достаточно любопытные продолжения.
Однако обращу ваше внимание на другой аспект проблемы возможного усиления давления администрации США на РФ в случае смены команд в Белом Доме.
В случае усиления антироссийских санкций, возможно достаточно резкое изменение политики страны в сторону большего изоляционизма, ограничения свобод и т.д.
В такой ситуации идеи Владимира Вольфовича о том, что надо заканчивать шастать по заграницам, могут найти у руководства страны более теплый прием.
Подобная риторика может привести в итоге к более масштабным переменам, увы, не в лучшую сторону. В том числе, и к усилению международной напряжённости. В Вашингтоне это тоже понимали и понимают, именно поэтому текущие санкции носят не такой драматический характер, как оно казалось первоначально. Как говорится, плохо, но терпимо.
Друзья, хочу предупредить – все оценки и предположения, высказанные в данной заметке, носят исключительно экспертный, теоретический и субъективный характер.