Вчера «Роспотребнадзор» озвучил размер штрафа, который назначен компании за разлив топлива в Норильске. Сумма составила рекордные для российских компаний 150 млрд руб. (более $2 млрд).
Предыдущая сумма, которая озвучивалась главной компании Владимиром Потаниным и которой оценивались затраты на ликвидацию последствий аварии, была на порядок меньше (около 10 млрд).
Что это? Показательная порка?
Попытка наполнения бюджета страны за счет «удобного» случая? Типа – деньги очень нужны, а тут вы, ребята, так замечательно и вовремя подвернулись.
А может быть, это новый виток войны акционеров, где главным действующим лицом был и остается РУСАЛ. Который, кстати, меньше всего заинтересован в снижении дивидендов «Норникеля». Последите за риторикой первых лиц: сначала Потанин призывает ограничить выплаты в 2020 г., а затем первые лица РУСАЛа заявляют о желании «разобраться, что происходит в компании».
На мой взгляд (это может быть одна из версий), камень преткновения – дивиденды. При этом, не исключаю, что слова Потанина о выплате лишь $1 млрд – своего рода пиар-ход.
Мол, сами накосячили, сами и ответим. Но это все лирика, потому что с другой стороны есть РУСАЛ и Дерипаска (ему уж точно не до сантиментов), и официально утвержденная дивидендная политика компании.
Она гласит, что если Net debt/EBITDA составляет ниже 1,8х, то компания платит акционерам порядка 60% EBITDA. Если Net debt/EBITDA превышает 2,2х, выплата снижается до 30% EBITDA. Если между 1,8х и 2,2х, то и дивиденды составят от 30% до 60% EBITDA.
Теперь смотрим, что у «Норникеля» с долговой нагрузкой. Чистый долг на конец 1 квартала составил около $7 млрд. До аварии консенсус-прогноз по EBITDA составлял порядка $8,6 млрд. Таким образом, мультипликатор бы составил около 0,8х, а дивиденды – 60% от EBITDA.
Штраф (в текущем размере, до того, как компания возможно скостит его часть в результате судебного процесса) составил порядка $2 млрд., то есть EBITDA, скорее всего, составит около $6,7 млрд. Мультипликатор, таким образом, вырастает до 0,95х. Таким образом, ковенант не будет нарушен, и выплата составит те же 60% от EBITDA.
Что касается штрафа. Его,разумеется, будут оспаривать в суде. Очевидно, что цифра в 150 млрд руб. – предмет для торга. Прежде всего потому, что невозможно за такой короткий промежуток времени с момента аварии так точно оценить ущерб. Это вам подтвердит любой эколог.
В качестве вывода могу сказать: уровни для покупки могли бы показаться хорошими, если бы не сам рынок, который выглядит перегретым. Насчет покупки – каждый решает сам. Насчет финансового состояния компании и дивидендов – полагаю, особого негатива не случится. Если, конечно, не вскроются какие-то новые обстоятельства.
А они у нас всегда возникают. Тем более, поближе к августу.