В продолжение разговора о валютных войнах.
Экономисты рекомендуют банку Швейцарии рассмотреть в качестве основного инструмента ДКП не ставку процента, а валютный курс.
Проблема низкой инфляции очень актуальна для большинства стран и регуляторам не удается эту инфляцию повысить такими способами, как снижением ставки или покупкой активов. Писал об этом сегодня на примере Японии.
У Банка Швейцарии похожая проблема – цены в стране падают большую часть последнего десятилетия. Более того, за последний год швейцарский франк укрепился на 9% к доллару. Это, во-первых, делает импортные цены еще ниже, усугубляя дефляцию. А, во-вторых, экспорт становится менее конкурентоспособным.
Я неоднократно писал, что укрепление валют бьет по экономикам стран, потому что делает экспорт очень дорогим. И поэтому регуляторы Швейцарии, Вьетнама, Израиля и России начали продавать отечественную валюту, чтобы ее удешевить и помочь своим экономикам. Обычно это происходит “под прикрытием” того, что регулятора волнует низкая инфляция и для ее увеличения необходимо сделать отечественную валюту дешевле.
Швейцарию и Вьетнам уже обвинили в валютных манипуляциях. И Банк Швейцарии даже заявил, что не собирается корректировать свою политику, несмотря на обвинения (то есть Швейцария планирует и дальше продавать франки).
Сегодня я наткнулся на интересную статью о том, что очень влиятельные экономисты рекомендуют Банку Швейцарии рассмотреть в качестве основного инструмента не ставку, а валютный курс. Более того, предлагается повысить целевой показатель инфляции: начать таргетировать «среднюю» инфляцию 2% (как в США – допускать ее превышение над 2%) вместо инфляции ниже 2%.
Это мог быть очень серьезный шаг к увеличению продаж швейцарского франка (и покупок доллара) регулятором. И я не удивлюсь, если Банк Швейцарии всерьез воспримет эти рекомендации, все ровно к этому и идет. Судя по заявлением регулятора, ему уже терять особо нечего.
Если Банк Швейцарии продолжит попытки обесценить франк, вполне допускаю санкции и даже ответную девальвацию валют от других регуляторов, например, от ЕЦБ.