Вот и ноябрь – в этом году крайне важный месяц. Ставка ФРС, промежуточные выборы в США, саммит G20, завершение зерновой сделки – далеко не полный перечень событий.
В преддверии заседания ФРС по ставке, самое время поговорить о негативном влиянии сильного доллара на экономику других стран.
Бегство инвесторов от риска и серия повышений ставок со стороны американского регулятора привели к тому, что японская йена, к примеру, обесценилась к доллару более чем на 37% с начала года, индийская рупия – на 10%, британский фунт – на 16,5%, а турецкая лира… «всего» на 70% и т.д.
Основной недостаток слабой валюты – рост цен на импортные товары. Скачок цен на ввозимые продукты приводит к росту инфляционного давления в стране. Особенно, если страна импортозависима. В результате, снижается покупательная способность населения.
Еще одним негативным фактором является рост стоимости обслуживания кредитов в иностранной валюте, в частности, долларах. А если у страны большой долг, номинированный в иностранной валюте… Тогда вообще прощай, тушите свет. Резко возрастает стоимость обслуживания этого долга, осилить которую смогут «не только лишь все»…
Думаю, вслед за египетским фунтом в самое ближайшее время увидим подобные шоу от еще целого ряда валют.
Не добавляет оптимизма ситуации и отток капитала, который достаточно жестко бьет по развивающимся странам.
Распродажа на долговом рынке, а также жесткая монетарная политика, привели к росту доходностей государственных облигаций в значительном количестве стран. Другими словами, цена заимствования выросла, а вот кредитоспособность, наоборот, снизилась. Классическая кредитная ловушка.
Для стабилизации ситуации, ЦБ многих стран были вынуждены пойти на интервенции. Так, в сентябре правительство Японии потратило более $20 млрд на покупку собственной валюты. На время падение йены удалось остановить, однако без поддержки со стороны регулятора пара USD/JPY очень быстро вернется к значениям выше 150. Или Японии, как и многим другим странам, придется думать о поднятии ставки. Что в случае Японии практически нереально.
А вообще, подьем ставки – это удар по экономическому росту.
То есть ситуация абсурдно неприятная. Подьем ставки по основной резервной валюте мира обрушивает другие валюты, приводя к жесткому инфляционному давлению и оттоку капитала.
Борьба с этим – подьем ставок по этим валютам и последующая рецессия.
И, наконец, страны вынуждены тратить огромные ресурсы на валютные интервенции для поддержки своей валюты.
То же самое касается огромного количества других стран – Южной Кореи, Тайваня, Филиппин, Вьетнама, Индии, Малайзии и тд.
Что будет, когда валютные резервы иссякнут? Планом Б станет продажа государственных облигаций США.
По некоторым данным, к этой практике уже прибегли ЦБ Китая, Японии и Индии. Переизбыток предложения на рынке может вызвать цепную реакцию. В результате, на первый план вернется ФРС.
Спираль, однако. И закручивается она не в самую веселую строну.
Вывод. По всей видимости, более чем умные товарищи из ФРС все это отлично понимают. И то, что излишнее усердие от них в ужесточении ДКП может ударить по всему миру, они тоже знают. Как и то, что в итоге это все ударит по США…
Так что, как уже и говорилось ранее, жду некоторого (для начала) хотя бы смягчения риторики.