Если посмотреть внимательно, можно увидеть интересные вещи.
Сами авторы доклада в первую очередь акцентируют внимание на росте спроса на металл на 10% за год, благодаря сильному 4 кварталу. Но сравнивать с базой 2020-го не очень корректно. Ковидные ограничения мощно ударили по основному источнику спроса на ювелирку – индийским свадьбам.
Ювелирный спрос упал с 2137 тонн в 2019-м до 1327 в 2020-м. Казалось бы, всего лишь цифры переставили, но разница огромная. В прошлом году, благодаря отложенному спросу, получили 2221 тонну в ювелирке. Однако в целом по всем секторам получилось на 322 тонны меньше, чем в 2019-м.
Главная причина – отток 173 тонн из ETF, в 2019-м был приток в 408 тонн. Отсюда слабость рынка золота и снижение цены в прошлом году.
Почему из ETF утекают деньги? Тоже понятно. Считается, что сворачивание стимулов и рост ставок должны снизить инфляцию и негативно сказаться на спросе на золото. Поэтому финансовые инвесторы выходят из него в поисках более доходных историй.
При этом поведение широких слоев населения разительно отличается. Спрос на слитки и монеты подскочил до 1180 тонн – значительно больше, чем в последние годы. Раньше такая активность в розничном секторе наблюдалась лишь в разгар первых раундов количественного смягчения.
Мотивы людей тогда и сейчас схожи, они боятся инфляции. Можно сказать, что тогда их опасения оказались напрасными. А как на этот раз? Ведь сейчас они не просто опасаются, но и вполне ощущают инфляцию.
Кто прав: розничные инвесторы, которые опасаются за свои скудные сбережения, или финансовые, привыкшие считать, что ФРС способна контролировать цены?
Проблема в том, что для обуздания инфляции может оказаться недостаточно поднять ставку несколько раз. Последний цикл роста ставки ФРС, не считая поспешно свернутого в 2019 году, начался в 2004 году. Он продолжался более 2 лет, ставку подняли 17 раз до 5,25%, однако инфляция снизилась только с началом финансового кризиса.
Можно сказать, что Бену Бернанке повезло. После 2008 года он смог осуществить свою детскую мечту разбрасывать деньги с вертолета. Его преемники делают это по сей день. Но теперь инфляция снова реальна, и символического роста ставки может оказаться недостаточно для победы над ней. Значит интерес к активам, защищающим от нее, может усилиться.
Конкуренция с криптой в этом смысле – отдельная тема, но важно, что рост ставок сам по себе не является негативом для золота. Исторически это скорее позитив, о чем мы сами говорили неоднократно, и Goldman Sachs также обратил внимание.
Да, сейчас золото остается под давлением. Реакция на ястребиное выступление Пауэлла на этой неделе соответствовала тому, что мы наблюдали в прошлом году: доллар вверх, золото вниз. С $1850 за унцию оно упало в район $1780. Полагаем, это явление временное. Как только доллар перестанет быстро укрепляться, золото снова начнет отыгрывать потери.
Сколько еще может длиться просадка? Поживем-увидим. Вполне возможно, что неделю-другую. Хорошим индикатором может служить пара евро-доллар, следим за ней.
Ослабление давления на евро станет позитивом для золота. В любом случае, торопиться не следует, просадка в 2-3% вполне нормальна с учетом немного неожиданной жесткости Пауэлла. Но долгосрочной картины она не меняет.