Вчера поздно вечером в СМИ прошла информация о том, что США и Великобритания обсуждают введение новых антироссийских санкций. В этот раз речь идет об ограничениях относительно российского госдолга. Правда, пока, к счастью, только лишь речь. Прямая.
При этом все мы были несколько удивлены очевидной мягкостью тех санкционных мер, которые были заявлены ранее. Их вряд ли можно считать серьезными мерами воздействия. Это прекрасно понимали и американцы, и англичане, и мы.
Давайте спокойно разберемся, что же было объявлено.
1. Санкции против российского госдолга, как наиболее экстремальная мера. Если эти санкции будут применены, картинка меняется кардинально: влияние может быть оказано и на курс рубля, и на доходности наших облигаций, и на многое другое.
Однако, есть оговорка: это было заявлено как экстремальная мера. Более того, как можно понять из заметки, речь идет о повторном нарушении запрета на применении химического оружия.
Так что касательно действительно стратегических санкций – пока только слова, спекуляции, интервенции. Проходили, знаем, помним. Ждем, готовимся. Однако, полагаю, пока тревогу бить рано и в ближайшее время этого не случится. С одной стороны, Россию пугают санкциями, а с другой – и США, и Европа называют РФ важнейшим партнером, как в торговой сфере, так и в вопросах международной безопасности.
Как мне кажется, немедленного введения стратегически важных санкций в сегодняшней геополитической повестке нет. Пока только разговоры и надувание щек.
2. Санкции против приближенных к власти олигархов. В это верю больше и полагаю, что здесь давление будет усиливаться. Расширенный список фамилий, вполне вероятно, мы скоро узнаем. Вместе с тем, полагаю, на рубль это сильно давить не будет. Это критично для отдельных людей и их бизнеса.
Тут важно понимать, насколько олигархи отделены от своего бизнеса. Ведь бизнесмены, владеющие пакетами наших публичных компаний – это серьезно. Вместе с тем, есть ощущение, что здесь все будет точечно и не факт, что это как-то драматично ударит по российскому рынку. Возможно, лишь по касательной, косвенно будет оказывать давление, но не сильное.
Касательно персональных санкций также остаюсь при своем мнении: все предупреждения и угрозы могут начать частично реализовываться, постепенно. Очевидно, вся эта санкционная политика мягкого, но ощутимого, давления будет с нами еще очень долго. Просто процесс будет растянут по времени.
Резюме: в санкции против отдельных бизнесменов верю. В то, что эти санкции могут оказать сильное влияние (вспомним Дерипаску и РУСАЛ), тоже верю. Санкции против госдолга – разве что в отдаленной перспективе, но пока вряд ли.
Обратите внимание на поведение рубля. Первая истеричная реакция – падение до уровня 74,7 (до этого было 73,5-73,9 из-за просадки рынков). В настоящий момент ситуация немного успокоилась: российская валюта чуть укрепилась до 74,4.
Нервотрепка закончилась, народ начал анализировать ситуацию и оценивать шансы ввода новых санкций. Ведь одно дело – разговоры, другое – конкретика.
Пока держу шорт по доллару, но в случае, если ситуация пойдет по более жесткому сценарию, прикрою.