Вчера рассуждал на важную тему перспектив денежно-кредитной политики ФРС, а именно, ее попыток завысить инфляцию и инфляционные ожидания.
В последнее время очень часто ведутся разговоры на тему того, как ЕЦБ будет реагировать на политику ФРС.
Напомню, что ФРС приняла новую стратегию таргетирования «средней» инфляции. Эта стратегия подразумевает, что если инфляция находилась какое-то время ниже таргета 2%, то далее ФРС допустит ее превышение над уровнем 2%. И совсем недавно Лагард сказала, что ЕЦБ тоже рассматривает эту стратегию. Правда потом она начала подавать практически противоположные сигналы, и стало менее прозрачно, что именно ЕЦБ собирается предпринимать.
С начала коронакризиса ФРС скупила активов на $3 трлн, за этот период евро вырос к доллару примерно на 1%. Теперь ФРС допускает инфляцию выше 2%. Если ЕЦБ не ответит на политику ФРС, доллар предположительно продолжит свое обесценение к евро.
Давайте разберемся, какова вероятность того, что европейский регулятор «повторит» за ФРС и, если «повторит», как это именно это будет выглядеть на практике.
Начнем с того, что у ФРС и ЕЦБ разные цели. У ФРС два мандата: поддержание максимальной занятости и стабильных цен. У ЕЦБ одна цель – это поддержание стабильности цен. Причем ЕЦБ таргетировал инфляцию ниже, но близкую к 2%, то есть даже не 2%, как это делала ФРС.
Возможно ли, что ЕЦБ перейдет к двойному мандату?
То есть признает, что одновременно таргетирует и инфляцию, и полную занятость? На мой взгляд, это невозможно. Между ФРС и ЕЦБ огромная разница, я бы даже сказал, пропасть. Она заключается в том, что ЕЦБ отвечает за монетарную политику во всех странах Еврозоны. Соответственно, в каждой отдельной стране свой экономический цикл и своя безработица. Таргетирование полной занятости вызвало бы лишь непонимание и недоверие.
Более того, на одном из последних интервью сама Лагард упоминала, что, по ее мнению, падение безработицы предположительно увеличит инфляцию в Европе. Тогда было бы странно одновременно стремиться к полной занятости и низкой инфляции – цели немного противоречивые. ФРС в эту связь не верит, поэтому у них двойной мандат. И я неоднократно писал о том, что эти цели могут друг другу противопоставляться, что несет свои риски.
Таким образом, двойной мандат ЕЦБ однозначно не введет. Но предпримет ли ЕЦБ меры для повышения инфляции?
На мой взгляд, ЕЦБ однозначно предпримет меры и, наверняка, вполне себе агрессивные по трем причинам:
1. Средняя инфляция в еврозоне за последние 10 лет составляет 1,3%, это на 0,7 п.п. ниже таргета. Сейчас инфляция и вовсе отрицательная. ФРС при средней инфляции за 10 лет 1,7% уже предпринимает активные действия, почему ЕЦБ должен отставать?
2. Кризис, повышение инфляции и инфляционных ожиданий простимулируют сейчас спрос и предотвратят бесконечную дефляцию в еврозоне.
3. Обесценение доллара из-за агрессивной политики ФРС делает импортные товары в Европе дешевле, что усугубляет дефляционное давление.
4. Ну и наконец, понятно, что этот фактор не относится, как мы уже с вами говорили ранее, к сфере компетенции ЕЦБ, но все же: смотреть на то, как слабеет доллар относительно евро, усложняется и без того нелегкая жизнь европейских экспортеров и хлопать в ладоши европейцы не будут. Так или иначе они должны оказывать поддержку своим экспортерам.
Не думаю, что ЕЦБ ограничится лишь наращиванием баланса – этого будет недостаточно с учетом того, что в Европе сейчас неприемлимая дефляция.
• Скорее всего мы услышим про таргетирование «средней» инфляции, как это делал ФРС, потому что Лагард это уже упоминала. Если же она упомянула это просто так, а потом ЕЦБ сделает все иначе, это подорвет доверие к ее словам.
• ЕЦБ может быть осторожнее и сказать, что он больше не таргетирует инфляцию «ниже, но близкую к 2%», а таргетирует именно 2%.
• Если же ЕЦБ не захочет повторяться с изменением формата таргетирования в страхе обвинений в валютных войнах, регулятор может продолжить снижение ключевой ставки.
Любая из этих мер предположительно вызовет на рынках следующую реакцию: обесценение евро к доллару и, если повезет, снижение ставок по европейским облигациям. Но это при условии достаточно агрессивного заявления от ЕЦБ.
Учитывая, что одновременно с этим подобными «деяниями» заняты и американцы, валютная пара евро/доллар, скорее всего, обречена достаточно долго «крутиться» в узком коридоре 1,07-1,19.
И тут уже, как водится, шаг вправо или шаг влево – попытка к бегству… И соответствующая реакция того или другого регулятора.
Забавно, что на этом фоне не прекращаются попытки рассказать нам, что доллар США обречен на девальвацию.
Ну-ну, ребятки… Не проще ли купить «бичков» на Привозе, и им рассказывать все эти шмайсы?