Ковидные ограничения были одним из основных тормозов китайской экономики и рынка в уходящем году
• Прогноз роста ВВП за 2022 г. понижен с 5-6% до 3%. Китайское руководство в начале года планировало, что ВВП вырастет на 5,5%.
• Рекордный дефицит бюджета за январь – ноябрь $1,1 трлн (х2 г/г) .
• Hang Seng -16% с начала года
• USD/CNY +10% с начала года
Никто не мог предположить, насколько будет готов Китай загнать экономику в угол, сражаясь с коронавирусом. Никто не верил, что можно взять и закрыть на 2 месяца 25-миллионный Шанхай. Но китайцы сделали это ? Принеся в жертву экономический рост, фондовый рынок, внутренний спрос и занятость.
В ноябре, во время рекордной для Китая вспышки ковида, власти начинают сворачивать жесткую политику «ноль-ковид». Рынок в восторге. Иностранный капитал возвращается в Гонконг, Hang Seng в ноябре прибавляет 27%.
Однако меры принимаются поспешно. Три года у китайцев взращивался страх перед ковидов, как перед чумой. И вот так взять и все отменить? Народ оккупирует больницы и опустошает аптеки. В соцсетях публикуют видео переполненных ковидных крематориев. Остается нерешенным вопрос недостаточной вакцинации пожилых, а также критической нехватки мест в отделениях интенсивной терапии.
Особое внимание – на китайский новый год, стартующий 22 января. Этот праздник известен как самая масштабная ежегодная миграция человечества. Имеется в виду перемещение миллионов китайцев внутри страны во время длинных выходных. Без дополнительных ограничений праздник может стать фактором супер-распространения ковида и сверх-нагрузок на больницы. Все это чревато перебоями в экономике и ростом социального напряжения.
В общем, с ковидом в Китае ситуация такая. Поспешное снятие ограничений ведет к росту заболеваний и опасений заболеть, а значит, к снижению активности населения. Компании сталкиваются с нехваткой рабочей силы на местах, растут перебои в логистике. Прежде, чем станет лучше – вероятно, придется пройти через «гораздо хуже». Когда же все устаканится, увидим восстановление экономической активности и спроса. И вполне возможно – рост инфляции.
Что еще влияло на экономику КНР в 2022 г.?
- Кризис застройщиков.
На застройщиков и связанные с ними отрасли приходится около четверти китайского ВВП. Дефолт Evergrande в конце прошлого года развернул масштабный кризис всего китайского сектора недвижимости. Как эффект домино, один за другим происходили дефолты застройщиков. Заражение затронуло даже стабильных и относительно здоровых девелоперов.
С начала года продажи жилья обвалились на 23%. Спрос на ипотеки резко сократился. Да со взятыми ипотеками появились проблемы. Люди коллективно бойкотировали их выплату, опасаясь, что дома не будут достроены.
Как и с ковидом, тектонические сдвиги произошли в ноябре. Власти предложили пакет масштабных мер поддержки сектору недвижимости. Меры подразумевают рост кредитования и расширение источников финансирования застройщиков. Это принципиальный отход от политики «оздоровления» долговой нагрузки девелоперов, которая и послужила толчком для дефолта Evergrande и кризиса застройщиков.
Ожидаем, что в 2023 г. начнется восстановление доверия населения к девелоперам. «Перезагрузка» застройщиков – важный драйвер для роста экономики КНР.
- Внешняя политика и Тайвань.
2022 г. был годом возвращения Си Цзиньпина из ковидного заточения на арену мировой политики. Наметилось некоторое потепление в дипломатической повестке Китая с США, Германией и Австралией. При этом точки напряжения с США остаются, и за год к ним добавились новые торговые ограничения. Самое серьезное – экспортный запрет, связанный с полупроводниковой индустрией.
Обострилась обстановка вокруг Тайваня благодаря визиту Нэнси Пелоси. Мы не ожидаем перехода конфликта в военную фазу в ближайшие годы. На прошедших недавно региональных выборах правящая партия Тайваня потерпела поражение в большинстве регионов. В 2024 г. на Тайване будут выбирать президента. Одним из вероятных кандидатов в президенты эксперты выбирают нового мэра столицы Тайваня, г. Тайбэя – представителя партии Гоминьдан, более лояльной к Пекину, чем правящая сейчас демократическая прогрессивная партия.
Быстрый вывод.
2022 г. стал для китайской экономики и рынка годом упущенных возможностей. Недавнее изменение в походе властей к коронавирусу и застройщикам говорит об изменении приоритетов в сторону экономического роста. Скорее всего, власти поставят цель по росту ВВП на 2023 г. не ниже 5%. Мы ожидаем продолжения восстановления китайских акций в связи с разрешением кризиса застройщиков, а также ростом спроса и деловой активности после того, как обстановка с ковидом стабилизируется.