Наша гипотеза.
Мосбиржа не работает с 25 февраля 2022 г . Вчера появилась информация о том, что биржа будет закрыта с 5 по 8 марта. Что будет дальше – пока неизвестно.
Мы полагаем, что решение о временной приостановке торгов – в целом верные.
Давайте представим, что происходило бы с российскими акциями и облигациями? Очевидно, падение было бы стремительным и лавинообразным. Это породило бы еще большую панику, открыло бы простор для неконтролируемых спекуляций и тому подобное. Поэтому рационально в данном случае – отключить торги.
А теперь давайте попробуем представить, что будет, когда биржа все-таки откроется. При этом мы надеемся, что к этому моменту в ситуации на Украине наметится хоть какой-то вектор к урегулированию и стабилизации. Более того: было бы совсем хорошо, если бы появились тенденции к взаимному снятию наиболее жестких санкций и ответных мер.
Тут можно рассмотреть 2 варианта:
1️⃣ Изменений в текущей ситуации не будет. В этом случае при открытии рынка последует вал панических распродаж. Прежде всего, будут выходить нерезиденты – продажа российских активов на российской же бирже им, как мы понимаем, не запрещена. По крайней мере, пока. Является ли это окном возможностей и формирования позиций по новым, низким ценам? Возможно да, но здесь каждый должен принимать решения сам.
2️⃣ Наметятся пути к деэскалакции и появится надежда на отмену наиболее жестких санкций. Первая реакция рынка все равно, скорее всего, будет отрицательной. Вместе с тем, слишком сильных просадок, вероятно, мы не увидим. В отдельные российские бумаги могут вернуться активные покупатели. В какие именно? Здесь есть вопросы, но, скорее всего, в те, которые а) в меньшей степени пострадали от санкций; б) имеют шансы на более быстрое восстановление.
Правда, есть еще один фактор. Как известно, Правительство РФ намерено направить порядка 1 трлн руб. на поддержку фондового рынка. Это, безусловно, может поддержать рынок. Но как и в какой момент данная инициатива будет реализована – пока не очень понятно. Может быть, сразу после открытия биржи, может, нет. Посмотрим.
Кроме того, возникает один риторический, если хотите, философский вопрос: что вообще после всех потрясений и изменений будут из себя представлять российские акции? По-прежнему единица собственности инвестора плюс дивиденд? Или этот статус тоже как-то изменится? Наверное, узнаем позднее.
Все, что мы написали выше – это гипотеза. Жизнь снова может распорядиться самым неожиданным образом. Однако иметь хоть какую-то road map, мы полагаем, нужно.
Более подробно об этом мы в ближайшее время напишем в