Одна из ключевых проблем нашей экономики – плохая доступность финансирования бизнеса.
Особенно это бьет по частному малому и среднему бизнесу. Если дать бизнесу значительное количество стимулов для нормального роста и развития, то появятся рабочие места, и, в силу увеличения доходов населения, нормальный спрос. Банки не хотят давать кредиты бизнесу, да и бизнес не особо готов их брать по таким ставкам: за последние пять лет доля корпоративного кредитования в активах банков снизилась с 44,4% до 43,1%.
Объективно, верная альтернатива – развитие финансового и фондового рынков, где бизнес сможет привлечь себе финансирование самостоятельно.
Что для этого может сделать ЦБ?
1️⃣ Расширить ломбардный список. Это даст импульс к развитию рынка облигаций. В ломбардном списке в 2015 году было 972 ценные бумаги, сейчас – 679, ведь ЦБ последовательно ужесточал требования для бумаг. Необходимо расширить ломбардный список в пользу нефинансового сектора и, в частности, пострадавших от пандемии отраслей и прочих ключевых промышленных отраслей российской экономики. Чтобы расширение ломбардного списка дало импульс к развитию рынка облигаций, нужно, чтобы государство выделило ликвидность на совершение сделок РЕПО под залог корпоративных облигаций нефинансовых организаций в размере минимум 3 трлн руб, что составляет около 3% от российского ВВП. (Для сравнения: Германия тратит на корпоративный сектор 17% от ВВП. Испания только на госгарантии по кредитам для бизнеса тратит 7% от ВВП.)
2️⃣ Стимулировать как Московскую Биржу, так и все регулирующие органы к развитию рынка конвертируемых облигаций. Они имеют более низкую доходность, чем обычные, и при этом дают инвестору возможность заработать на росте акций. Однако, для успешного роста этого сегмента рынка необходимо сверхэнергичными шагами стимулировать развитие рынка акций. Повышать его глубину, ликвидность и предпринимать все возможные шаги для стимулирования предприятий к выходу на публичность, на торги.
3️⃣ Развивать ИИС и прочие инструменты, свободные от налогообложения. Значительно увеличить (в 3-4 раза как минимум❗️) лимиты по ИИС. Можно расширить налоговые вычеты для вложений в НПФ и страхование жизни – и для работников (по НДФЛ), и работодателей (налог на прибыль и социальные взносы). Еще более желательно было бы отменить налоги на доходы от вложений в инструменты российского фондового рынка, освободить и курсовую разницу от налогов. Пока тренд – в обратную сторону.
4️⃣ Сделать требования к квалифицированным инвесторам для вложения в ВДО и другие инструменты без высоких рейтингов менее жесткими. Введенные сейчас правила ограничивают широкие слои потенциальных покупателей. Более того: в последнее время мы наблюдаем откровенное ужесточение требований со стороны биржи к качеству эмитентов.
5️⃣ И самое главное.
Наш фондовый рынок является априори ущербным, пока на нем нет по-настоящему мощного сегмента, огромных и длинных денег от триллионных частных пенсионных фондов. Заморозив государственную накопительную программу и, по сути своей, свернув программу развития частных пенсионных фондов, мы, как мне видится, совершили страшную ошибку.
Все вышеперечисленные меры должны сопровождаться мерами по финансовому просвещению, цифровизации фондового рынка, созданием законодательного механизма формирования фондов акций, созданием фондов, финансирующих приоритетные отрасли.
Все это сегодня делается. Но можно было бы осуществлять данные мероприятия еще более напористо и масштабно, не жалея на это ресурсов.
Нашей экономике необходим комплексный пересмотр приоритетных направлений политики. Более мягкая денежно-кредитная политика, принятие Банком России ответственности за экономический рост на себя, в сочетании со снятием ограничений для фондового рынка и его самой серьезной поддержкой от правительства и ЦБ, могут стать импульсом к развитию бизнеса, росту доходов населения и экономическому росту в России.
Не могу не упомянуть о самой серьёзной нашей проблеме: высоких рисках ведения бизнеса в нашей стране. Но это тема для другого разговора.
А мы ставку поднимаем…