Что изменилось за январь?
• Безработица в январе опустилась до 5,8% по сравнению с 5,9% в декабре.
• Сохраняется «странный» дисбаланс в динамиках официальных и неофициальных безработных, если посмотреть на данные «год к году». В этом январе зарегистрированных на бирже безработных в 3,6 раз больше, чем год назад. Это логично, все-таки кризис на дворе. А вот незарегистрированных на бирже сегодня, наоборот, меньше на 36% (г/г), чем год назад. Куда подевались незарегистрированные безработные в такие тяжелые времена? Это вопрос к методологии Росстата.
• Продолжается тенденция, о которой я говорю в последнее время – это будет уже про динамику «месяц к месяцу». За январь зарегистрированных безработных стало меньше на 9% (м/м), а незарегистрированных – больше на 8% (м/м). Это объясняется тем, что срок выплаты пособия по безработице для большинства ограничен 6 месяцами. Чем больше времени проходит с летнего пика безработицы, тем у большего количества людей истекает срок пособий и они перетекают в неофициальных безработных.
Несмотря на все мои вопросы к методологии, описанная Росстатом месячная динамика выглядит логично. И, судя по ней, люди потихоньку возвращаются на работу. Тем не менее, безработица в этом январе составила 5,8%, а год назад была 4,7%. То есть работу все еще не могут найти 800 тыс человек (и это только по официальным данным Росстата).
Возникает резонный вопрос: вернется ли когда-нибудь наш рынок труда к допандемическим показателям?
1. Пандемия была с нами почти год и много людей уже долго сидят без постоянной работы. Безработным будет все тяжелее найти работу, так как они теряют квалификацию.
2. Число рабочих мест за 2020 год упало, и во многом безвозвратно (в ближайшие годы мы увидим немало банкротство компаний, которые перестали работать в пандемию).
3. Многие безработные перестанут искать работу и покинут категорию экономически активного населения. Кстати, безработица от этого может и упасть. (Безработица – это доля ищущих работу среди всего экономически активного населения. Увеличение количества людей, которые не хотят работать, уменьшает безработицу.) Но мы с вами понимаем, что ничего хорошего в этом нет; количество работающего населения от этого все равно падает.
Вывод: на горизонте нескольких лет число работников не вернется к показателям начала 2020 года.
Долгосрочная безработица – проблема не только для России, но и для всего мира.
Как восстановить рабочие места?
С одной стороны, можно провести масштабные и дорогие госпрограммы.
Но есть еще один вариант, менее затратный и более эффективный. Это улучшение условий для малого бизнеса, который вполне способен абсорбировать появившихся безработных. Он включает:
1. Снижение налоговой нагрузки и упрощение ведения налогового учета.
2. Снижение регуляторного давления. В частности, запрет на проверки на длительный период.
3. Максимальный уход от практики субсидиарной ответственности.
4. Увеличение объема помощи. Например, субсидии в случае найма новых сотрудников.
Существует еще вариант – оставить все как есть. Но «само по себе» ничего не сделается.
Какой путь, как вы думаете, выберет наша власть?