У ситуации множество гуманитарных, общесвенных и военных аспектов, которые мы, как и многие другие, еще долго будем обсуждать.
Однако есть момент, непосредственно касающийся финансовых рынков. Через Суджу проходит единственный все еще функционирующий маршрут траспортировки российского трубопроводного газа в Европу через Украину.
До конца 2010-х это также был основной экспортный хаб, через который проходило более 60 млрд кубометров газа для Европы. Затем львиная доля этого объема ушла на «Северный поток» и затем не вернулась.
Последние два года через Суджу почти стабильно шло примерно 42 млн кубов в сутки — около 15 млрд в год. Хотя в 2016-2019 годах в среднем было в 4 раза больше, неожиданная остановка текущего потока может стать большим потрясением.
Последствия для газового рынка
▪️Даже нынешние 15 млрд кубометров в год — это все еще 5% европейского потребления. Причем наиболее дешевая его часть.
Потенциальная остановка прокачки газа через Украину обсуждается с начала года, потому что Киев отказывается продлевать истекающий в декабре контракт на транзит.
➡️Рассматриваются альтернативные маршруты, в первую очередь через Турцию. Но это возможно лишь для части объема и в случае создания турецкого газового хаба.
К тому же есть большая разница между гипотетическим прекращением транзита в декабре и фактическим прямо сейчас.
➡️Неудивительно, что цены на газ в Европе подскочили за неделю на 10%, до $451 за тыс. кубов, — максимум 2024 года.
После сообщений о том, что газ продолжает идти, в конце недели рынок немного успокоился. Но риски сохраняются.
📎Скачки выше $1 000 за куб мы вряд ли увидим даже в случае остановки прокачки — Европа привычно ответит сокращением потребления газа. Но важно, кто именно и как будет его сокращать. Ведь без газа останутся Венгрия и Словакия, а не Германия.
Последствия для «Газпрома»
▪️Полное прекращение поставок через Украину может стоить российскому гиганту до 10% выручки от продаж газа. Это после ее двукратного падения — до 3 трлн руб. — и чистого убытка в размере 583 млрд руб. в 2023 году.
▪️Нетрудно догадаться, что удар станет весьма чувствительным и по долговой нагрузке (уже больше 2,5 EBITDA), и по инвестпрограмме. Про прибыль и дивиденды даже не говорим.
Поэтому полагаю, что с российской стороны будет сделано все, чтобы избежать наихудшего сценария.
🔗Подробно поговорим на эту тему в сегодняшнем эфире программы «Неделя. Отражение» с Дмитрием Абзаловым. Присоединяйтесь!