Но хуже этого — есть дополнительный непрямой эффект на выдачу кредитов от высокой ключевой ставки (КС). Он связан с активами компаний.
Цены активов при повышении КС снижаются из-за роста ставок дисконтирования. Будущие доходы, которые принесут активы, ценятся меньше, так как доходность альтернативных безрисковых вложений растет.
Активы на балансах компаний используются в качестве залога по кредитам. Поэтому снижение стоимости активов — это снижение стоимости залогов. С более дешевым залогом предприятиям сложнее брать кредиты, их доступность снижается.
Так, по опросам ЦБ, условия кредитования предприятий ужесточились в ноябре катастрофически. За 22 года опросов более сильное ужесточение условий было только на пиках кризисов 2008 и 2022 гг. Сейчас, замечу, кризиса нет.
Пока предприятия и граждане берут кредиты, запрыгивая в последний вагон до повышения ставок. Но в 2024 г. выдача кредитов сильно замедлится.
Как писал ранее, следующий год для банков будет тяжелым. Еще раз призываю осторожнее относиться к акциям банковского сектора.