За неделю он просел больше, чем за весь август. Выглядит страшно, но фактически это движение просто привело доходности ОФЗ в соответствие с текущей ставкой и ожиданиями, что в пятницу она, скорее всего, вновь будет повышена.
Как писал ранее, возможно, повысят на 100 и пригрозят пальцем, а, может быть, и 200. Однако надо понимать, что излишняя «ястребиность», к сожалению, не решит всех проблем: нехватки рабочей силы, дефицита бюджета, перегретого рынка ипотеки, слабого рубля.
Точнее, рубль может получить некоторую поддержку, а ипотечный рынок, наоборот, охладит, но в то же время это будет достаточно серьезный удар по экономике.
Почему?
Потому что в связи со скачком стоимости кредитов возрастет число банкротств как среди физлиц, так и в корпоративном секторе, а это угроза стабильности экономики.
Теперь о последствиях
Любой сюрприз (будь то решение оставить ставку без изменений или повысить ее более чем на 200 б. п.) окажет серьезное влияние на долговой рынок.
? Если же они ничего не изменят, то рынок будет ждать каких-то действий по валютному контролю, поскольку в противном случае пара USD/RUB может улететь за сотню.
? Если произойдет что-то экстремальное (например, поднимут на 300 б. п.), это может серьезно обрушить рынок. В этом смысле я бы не рекомендовал наращивать позиции в облигациях до решения ЦБ.
Что касается акций, то у них своя жизнь, но вряд ли фондовый рынок пойдет вверх, пока не наладится ситуация с ключевой ставкой и рублем.
А что будет с экономикой?
?Поскольку на плавающие ставки приходится чуть менее 50% кредитов в корпоративном кредитном портфеле, мы, скорее всего, будем наблюдать рост просрочки.
Другой вопрос, сколько предприятий не смогут рефинансировать свои долги по новой ставке. Вспомним о секторе высокодоходных облигаций, он пока небольшой, но тем не менее.
?Непросто приходится и физлицам — только за первое полугодие 2023 года банкротами были признаны 163 тыс. человек, что на треть больше, чем годом ранее.
В целом же число россиян, испытывающих проблемы с выплатами по кредитам, — около 9 млн человек. Сколько из них смогут пережить действия ЦБ РФ — вопрос творческий.