Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о репарациях Украине. «За» проголосовали 94 страны, 14 высказались против, 73 воздержались.
Означает ли это, что ЦБ РФ так и не увидит замороженные $300 млрд?
Хотя решения Генассамблеи не являются юридически обязывающими документами в отличие от резолюций Совета Безопасности ООН, риски никуда не делись. Следующим шагом может стать создание международного механизма для возмещения убытков Украине.
По данным Bloomberg, в Европе готовят правовую основу для изъятия активов ЦБ России. По словам одного из экспертов, сейчас конфисковывать имущество могут начать страны, признавшие РФ «государством – спонсором терроризма», такие как Эстония.
Что касается США, единственный случай конфискации государственных активов посредством санкций в соответствии с законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях 1977 г. IEEPA произошел в 2003 г., во время вторжения США в Ирак.
Каковы возможные последствия такого решения?
Очевидное и вполне понятное мнение – конфискация активов может сказаться на стабильности международной финансовой системы.
Что стоит дороже – изъятые в перспективе резервы Рф или вера в систему? Вопрос интересный. Или нужно перестраивать всю систему? И эта перестроенная система, вполне возможно, будет такова, что статус резервных валют также как и статус надежности активов в них может быть поставлен под сомнение.
Из-за угрозы возможной экспроприации, страны могут пересмотреть размещение своих резервов на территории других государств. То есть сперва громко поддержать идею конфискации. А потом тихо и кулуарно принять решение – прекратить использование тех или иных юрисдикций для хранения резервов.
Дело в том, что есть такое понятие – риск менеджмент.
К эмоциям, к разговорам о том, кто виноват и что делать, он имеет такое же отношение, как комплаенс к повышению эффективности экономики. И в случае, если будет, к примеру, в Европе или Швейцарии принято законодательство, позволяющее конфисковывать государственные (а возможно и частные активы), для чиновника от инвестиций (в данном случае для риск менеджеров тех или иных организаций, включая Центробанки) автоматически загорится красный свет. Так работает система.
Так что… или нужно отказаться от глобального риск менеджмента, или… задуматься об идеях конфискации активов именно под таким, сугубо прагматичным углом.
Таким образом, без сомнений, подобные идеи могут принести ЕС больше проблем, чем пользы. Впрочем… в современном мире похоже принято сперва что-то делать, а потом уже анализировать возможные последствия.