В последнее время все чаще можем видеть, как бумаги второго эшелона взлетают на десятки процентов. Зачастую это происходит без каких-либо фундаментальных предпосылок. Одно дело, когда бумаги взлетают из-за низкой ликвидности и малых оборотов торгов, но здесь ситуация иная. К повышенной волатильности добавляются абсолютно рекордные обороты.
Подобные возникающие аномалии – это классическая характеристика тонкого рынка. В субботнем материале () мы более подробно раскрывали принципы функционирования такого типа рынка.
Давайте разберемся более подробно, подкрепляя факты цифрами.
Во вторую неделю августа наблюдалось сильное увеличение оборотов по представленным в таблице бумагам (по сравнению с первой неделей). При этом, например, у Распадской и ВК увеличение оборотов сопровождалось умеренным (по нынешним временам) ростом котировок и могло быть объяснено ожиданием выхода положительного отчета. Так, акции Распадской росли максимум на 19% с момента выхода отчета Евраза, а акции ВК – максимум на 15%. В это же время у акций СПБ Биржи оборот увеличился на 4245% при росте цены на 174% на фоне новости об увеличении количества ценных бумаг международных компаний, что не представляется настолько сильным фундаментальным фактором. В случае Полиметалла отсутствовал даже значимый новостной фон.
Какие причины? Причины столь резких и часто необоснованных движений могут быть разными.
Во-первых, разогнать акции второго эшелона куда проще, чем таких гигантов как Газпром, Сбербанк, ГМК Норникель, Роснефть и другие. Все-таки в большинстве случае за такими фишками стоит крупный капитал, и частные инвесторы не могут критически изменить картину.
Во-вторых, все-таки нужно признать, что конъюнктура рынка сильно изменилась, и он начал приобретать хаотичные черты. На сегодняшний день около 77% участников рынка – это физические лица, являющиеся движущей силой и способные зачастую принимать необоснованные и эмоциональные инвестиционные решения.
В-третьих, в текущих реалиях, когда многие компания отказываются от публикаций своих отчетностей, физические лица начинают инвестировать «вслепую», имея перед собой лишь устаревшие данные, не отражающие перспективы бизнеса в кризисных условиях. При этом сложно винить участников рынка, которые от безысходности и без должного анализа пытаются найти быстрый заработок, заходя в непонятные им истории, основываясь на далеко не всегда качественном новостном фоне.
В завершении обоснования, необходимо дополнить, что большинство российских компаний торгуются со значительной фундаментальной недооценкой. Разумеется, геополитический риск уже в цене. Но, тем не менее, бумаги остаются крайне дешевыми и могут быть привлекательными для долгосрочного инвестирования.
Вывод. Переход российских инвесторов от «голубых фишек» к акциям второго эшелона создал необычную ситуацию на российском рынке. Тот факт, что этот переход далеко не всегда основывается на фундаментальных факторах, а имеет эмоциональную природу, придает рынку черты дикого капитализма, когда возможны колебания любых масштабов, полеты не только вверх, но и вниз.
Все это создает дополнительные риски для участников этого тонкого рынка, поэтому всегда важно помнить о правилах диверсификации.
В целом нам кажется, что наблюдаемая хаотичность не станет нормой и поведение рынка постепенно вернется к более взвешенному и рациональному подходу. По крайней мере, хочется в это верить.