А помните времена, когда коронавирус был нашей главной проблемой? Тогда сбои в цепочках поставок и так значительно разогнали инфляцию в зарубежных странах: до 5,1% в еврозоне и до 7,5% в США.
Россия – один из крупнейших экспортеров нефти и газа, металлов и прочего сырья. Россия с Украиной производят значимую долю сельскохозяйственной продукции в мире. Вывод: наблюдаемый сейчас конфликт приведет к росту цен и заграницей. Нынешние цифры по инфляции в США и еврозоне покажутся нам нежным воркованием по сравнению с тем, какую статистику мы увидим через 2-3 месяца.
Что будут делать ФРС и ЕЦБ?
С одной стороны, инфляция поднимется еще сильнее по всему миру и с ней надо бороться, повышая ставку как можно активнее. Но есть нюанс: центральные банки заботит не только инфляция, но и экономический рост со стабильностью финансовых рынков.
Как мы писали сегодня, проблемы с внешними долгами России создают угрозу для иностранных компаний. Да и высокие цены на газ и нефть тоже замедлят экономический рост в западных странах. И будет масса других проблем, связанных с уходом иностранных компаний с российского рынка и затруднениям по международным платежам. Сейчас зарубежная экономика тоже теряет деньги и клиентов – вряд ли это подходящий момент для того, чтобы активно повышать ставку.
Не удивимся, если инфляция в Штатах достигнет 10% через несколько месяцев. Но, как сказал недавно глава ФРС Пауэлл, они планируют повышать ставку на 25 б.п. а не на 50 б.п., несмотря на угрозу инфляции. То есть ФРС, вероятно, будет делать осторожные шаги. И продажу активов (обратное QE) наверняка отложат до более подходящих времен.
Аналогичная история с ЕЦБ. Он, вероятно, будет осторожен и предпочтет повременить с резкими шагами.
Пока среда на мировых рынках нестабильна из-за конфликта на Украине и мы видим бегство инвесторов от риска в золото, казначейские облигации и прочие активы, приносящие более-менее предсказуемый доход.
Нельзя сказать, что сейчас будет с мировыми индексами. Наверняка еще не раз и не два будет штормить. Тем не менее, если резких изменений в геополитике мы наблюдать не будем, для некоторых ситуация может быть даже выгодна: от альтернатив российскому газу до продовольствия. Опять же, благоприятный фактор для мировых рынков заключается в том, что центральные банки вряд ли станут как-то менять свой курс в сторону ужесточения денежно-кредитных условий. И правильно. Неопределенности и так сейчас хватает.
Итогом марлезонского балета будут галопирующие цены на commodities. Мы столкнемся с инфляцией издержек, но уже в большем масштабе. С учетом нынешней ситуации цена на золото также может оказаться выше. Насколько – пока трудно сказать. Мы видим, что, как только золото отрастает, у него появляется много продавцов. Это значит, что по золоту мало шортов. Но ситуация может и поменяться.