Доброе утро, друзья!
Вчерашнее внеочередное заседание ФРС, которого все так ждали, на первый взгляд, закончилось ничем.
Ни неожиданного подъёма ставки, ни новых внезапных заявлений. ФРС осторожничает, хотя такой инфляции в США не было четыре десятка лет… Эта ситуация еще раз демонстрирует, что Джером Пауэлл и его друзья следят за индексами не меньше нас, инвесторов, и максимально пытаются не обвалить рынки своими действиями.
Также вчера выступил Джеймс Буллард, глава ФРБ Сент-Луиса. Он заявил, что срочно председателю ФРС нужно определиться с тем, когда начать поднимать ставку. И что «доверие к ФРС находится на кону».
Это и так всем было понятно. Рынки, начавшие было достаточно бодрое снижение, чуть приободрились. В итоге индексы закончили торговую сессию практически в нейтральной зоне.
Тем не менее, хоть рынки не ошарашили повышением ставки, это не значит, что члены Комитета ФРС на экстренном заседании пили чай с печеньками и обсуждали, как у кого прошел день. Есть такая штука – «forward guidance» («руководство на будущее»). Это один из основных инструментов ФРС, который заключается в том, что члены комитета могут подавать сигналы о будущей политике. Не удивлюсь, если эти сигналы станут более ястребиными после внеочередного заседания. А это, естественно, будет оказывать повышательное давление на доходности американских облигаций, что для рынков – не лучшая новость.
Что до вчерашнего выступления Кристин Лагард на пленарном заседании Европейского парламента… На первый взгляд, тоже на удивление травоядное выступление. Посудите сами:
1️⃣ О целях регулятора и будущем монетарной политики.
Лагард в очередной раз заявила, что регулятор не будет спешить с отменой стимулирующих мер: «любая корректировка нашей политики будет постепенной». Далее она отметила, что главной целью остается добиться инфляции на уровне 2% в среднесрочной перспективе. Чтобы достичь этого, ЕЦБ будет принимать нужные меры в нужное время. Ожидается, что инфляция вернется к 2% к 2023 г. и далее будет находиться вблизи этого уровня.
В ближайшие кварталы регулятор продолжит поэтапно снижать темпы покупки активов и в конце марта прекратит покупки облигаций в рамках программы экстренных закупок в условиях пандемии (PEPP). Лагард отметила, что «мы будем по-прежнему внимательно следить за поступающими данными и изучать их последствия для среднесрочного прогноза инфляции. Эти последствия станут ключевыми параметрами для нашей дальнейшей стратегии. Повышение ставки не произойдет до окончания нашей закупки чистых активов».
Одним словом – никакой жести. Все чинно и благородно. Что такое ближайшие кварталы? Вопрос творческий.
Так и вспоминается Александр Блок:
Для нас века, для них – единый час…
2️⃣ Об экономике блока.
Несмотря на то, что в 4 квартале 2021 г. ВВП вырос всего на 0,3% (К/К), экономика еврозоны все-таки восстановилась до уровней, предшествовавших пандемии. Среди основных факторов замедления Кристин Лагард назвала: пандемию и связанные с ней ограничения, перебои в цепочках поставок, а также рекордные цены на электроэнергию.
Г-жа Лагард отметила, что последствия «омикрона» для экономики будут не столь разрушительными, как от предыдущих штаммов. В ближайшей перспективе, добавила она, инфляция, вероятно, останется высокой, и перебои в поставках все еще будут сохраняться в течение некоторого времени. Тем не менее, разрешение кризиса в глобальной цепочке поставок позволит экономике вновь набрать обороты в конце этого года.
Переводя на русский язык… Друзья, все будет хорошо.
3️⃣ О рисках.
В ЕЦБ по-прежнему считают, что в среднесрочной перспективе риски для экономического прогноза в целом сбалансированы. Неопределенность, связанная с пандемией, несколько ослабла. В то же время усилилась геополитическая напряженность, а высокие цены на энергоносители могут привести к прямому повышению ИПЦ, а также к косвенному воздействию на заработную плату. Кроме того, они могут оказать негативное влияние на доходы домохозяйств и прибыль компаний, тем самым снижая экономическую активность и ухудшая перспективы инфляции.
Ну, это уже просто «новые божественные откровения». По сути, глава финансового института не добавила ничего нового к тому, что она сказала ранее на своей пресс-конференции после ЕЦБ. Отсюда и отсутствие резких скачков на валютном рынке.
Можно ли говорить про «ястребиный» тон выступления? Скорее, можно говорить о том, что ЕЦБ следит за ситуацией и теоретически готов вмешиваться… Когда-нибудь. Может быть.
Скажем так, время покажет. Но пока никакой «Новый ястребиный коготь» нам свой лик не проявил. Ну и хорошо.
Продолжаем наблюдать.
@bitkogan