Синьцзянский вопрос – один из самых спорных моментов в отношениях стран Запада и Китая. В США и некоторых странах Европы уверены, что в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе сплошь и рядом население трудится по принуждению. Поэтому китайцев-эксплуататоров надо наказать. Как-нибудь оригинально. Не будем покупать продукцию, изготовленную по принуждению. Пусть эти уйгуры ни копейки наших незапятнанных ESG-денег не получат.
Вот и Intel туда же. В начале месяца компания рекомендовала своим поставщикам не приобретать продукцию и услуги, а также не использовать рабочую силу из СУАР. Эта просьба всколыхнула китайскую общественность, вызвав волну протестов в соцсетях. Даже гламурный представитель бренда в Китае, певец Кэрри Ван, спешно перестал сотрудничать с Intel. Таки своя аудитория дороже иностранных супостатов.
Ожидаемо, Intel поспешили переобуться: «Мы что? Мы ничего, просто законы американские такие жестокие. Простите». В прошлом году Intel заработал 26% своей выручки в Китае – больше, чем в любой другой стране. С таким крупным покупателем, если потребуется, можно и переобуться, и переодеться – да все что угодно, только бы рынок не потерять.
Аналогичная история произошла на днях с Walmart. Компания перестала продавать товары из Синьцзяна в своих сетевых магазинах в Китае. Молча, без объявлений. Но дотошные обитатели соцсетей, не обнаружив уйгурских фиников в магазинах Walmart, раструбили об этом на весь китайский интернет.
Самое занимательное – американские бренды не могли не догадываться, какую реакцию вызовет бойкот синьцзянской продукции. Весной этого года западные ритейлеры столкнулись с мощным противостоянием китайского населения и корпораций после отказа от хлопка из СУАР. Но одно дело H&M, зарабатывающий в Китае 5% выручки, а другое – Intel, получающий здесь большую часть своего дохода.
Американским компаниям, нацеленным на китайский рынок, непросто. Они вынуждены балансировать на тонкой кромке льда: с одной стороны на них давят ограничения США и этические вопросы, с другой – возможность потерять огромный китайский рынок. На кону сотни миллиардов долларов. Вот и приходится держать свое мнение при себе и извиняться. А некоторым, например, Apple – даже доплачивать за свое присутствие в Поднебесной.