Дождались: сегодня наш ЦБ, скорее всего, объявит о том, что во имя борьбы с инфляцией в очередной раз нужно повысить процентную ставку.
В принципе, все логично. «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!» Руководство страны задало четкий приоритет: непримиримая борьба с инфляцией. А ЦБ…. ЦБ делает то, что может. В меру своих возможностей и традиционного понимания ситуации. То есть поднимает и поднимает, а потом еще раз, сжав зубы и играя челюстями, поднимает процентную ставку, тем самым сжимая спрос на деньги в нашей стране и… способствуя замедлению темпов роста экономики, которые приносятся в жертву во имя святой цели борьбы с инфляцией.
Полагаю, ставка на этот раз будет поднята на 50 б. п., то есть мы достигнем уровня 7% годовых.
Самое ли разумное и правильное в настоящих условиях, для борьбы с нашей инфляцией, так энергично поднимать ставку? Давайте порассуждаем.
Наша экономика стагнирует. Это подтверждают практически любые официальные данные. Как стагнировала она последние годы, так и, по всей видимости, собирается делать это и далее.
– Российский реальный ВВП с 2014 по 2019 годы рос в среднем на 0,9% в год. (Это притом, что мировой ВВП растет примерно на 3% в год.)
– Реальные располагаемые доходы россиян во 2 квартале 2021 года остаются на 8% ниже, чем во 2 квартале 2014.
Когда экономика стагнирует, регулирующие органы должны всеми способами создавать благоприятные условия для ее роста. А мы, увы, видим совсем иные тенденции.
Первая проблема: наш глобальный тренд.
При любых проблемах мы начинаем ужесточать денежно-кредитную политику.
Ключевая ставка сегодня уже достигла 6,5%. И по всей видимости, опять будет поднята и достигнет уровня 7%. А высокая ставка – это дорогое финансирование для компаний и населения. При этом далеко не факт, что повышение ставки нашим ЦБ – это эффективный способ борьбы с инфляцией. Основной рост инфляции пришелся на 1 половину 2021 года (она за полгода выросла с 4,9% до 6,5%). Наш ЦБ объяснял рост цен высоким спросом населения и повышал ставку, чтобы население больше сберегало и меньше тратило. Но при этом данные показывают, что расходы населения в реальном выражении в первом полугодии 2021 года упали примерно на 3%. Цены росли не из-за роста спроса, а из-за дорожающего сырья и продовольствия. Ужесточение ДКП не может ни снизить мировые цены, ни повысить урожайность. В конце концов, тот же Орешкин, выступая на днях, заявил, что основная причина роста инфляции в мире это «… политика США по стимулированию экономики, <которая> привела к глобальной инфляции и дефициту бюджета 15% ВВП.»
Мораль: инфляция в мире – дело рук ФРС и других крупнейших центробанков в мире типа ЕЦБ. Поднимай мы или не поднимай ставку, на дядю Сэма с коллегами наша решительность по ужесточению ДКП мало повлияет.
Логичный вывод: подъём нами ставки – далеко не самый эффективный способ борьбы с инфляцией, который усложняет жизнь населению и бизнесу во времена, когда кризис в России до конца еще не отступил.
Что делать?
1️⃣ Расширить цель по инфляции с точечной 4% до интервала 4-5%. Инфляция около 5% (и даже 6-7%), исходя из научных исследований, совершенно не повредит российской экономике. Но при этом такой диапазон позволит нашему ЦБ реже повышать ставку.
2️⃣ Добавить экономический рост в качестве одного из приоритетов ЦБ. Это прибавит Банку России стимулов обеспечивать более дешевое и доступное финансирования в стране. Сейчас у нас бушует дельта-штамм, мы не вышли из кризиса, а условия финансирования уже хуже, чем до пандемии.
3️⃣ Для начала, в качестве метода борьбы с инфляцией, очевидно стоит прекратить покупки валюты в ФНБ. Сейчас у нас в стране разгоняется инфляция. При этом, по научным исследованиям, от 5% до 20% российской инфляции обусловлено обесценением рубля. Наш ЦБ ежедневно выкупает валюту на 14,4 млрд. рублей день, что обесценивает рубль и разгоняет нашу инфляцию еще больше.
4️⃣ Сегодняшняя инфляция происходит не из-за спроса, а из-за QE от центральных банков, которые разгоняют цены на сырье, из-за сбоев в цепочках поставок, проблем с урожаем.
Тут наш ЦБ бессилен.
В такой ситуации бить по спросу, повышая ставку, нелогично. Потому процесс ужесточения ДКП нужно, по всей видимости, остановить.