Не успели утихнуть страсти вокруг Archegos Capital Management, как возникла угроза нового краха управляющей компании – на этот раз государственной и более масштабной.
Речь идет о китайской China Huarong Asset Management, глубоко интегрированной в финансовую систему страны.
В отличие от Archegos, ситуация с Huarong может выйти за пределы финансового рынка и бросить вызов незыблемой концепции о том, что высокая долговая нагрузка не является проблемой для крупных госкомпаний.
Ведь китайское государство всегда придет на помощь, ресурсов у него предостаточно. Но насколько хватит желания помогать?
В конце прошлого года серия дефолтов по облигациям госпредприятий с высокими рейтингами показала, что китайские власти не планируют спасать все свои компании без разбора.
Вообще, как раз для управления проблемными долгами руководство КНР и создавало China Huarong Asset Management.
Дело было после Азиатского кризиса 1997 г.: чтобы предотвратить новый финансовый кризис, правительство Китая учредило четыре компании по управлению активами.
Чтобы массив просроченных кредитов госкомпаний не угрожал функционированию банков, эти долги передавались в Huarong.
Тот, в свою очередь, секьюритизировал долги или конвертировал их в доли капитала, помогая крупнейшим госкомпаниям снизить долговую нагрузку.
В 2009 г. в China Huarong Asset Management приходит чиновник из комиссии по регулированию банковской деятельности Лай Сяоминь.
Под его руководством Huarong расширяет сферу деятельности, среди новых направлений: инвестбанкинг, доверительное управление, недвижимость.
В 2018 году Huarong управлял активами почти на $300 млрд.
В этом же году антикоррупционное ведомство инициирует расследование по обвинению Лай Сяоминя в коррупции. В течение 2018 г. капитализация компании снизилась на более чем 60%.
За самым громким коррупционным процессом следила вся страна.
В итоге насчитали, что с 2009 по 2018 гг. Лай Сяоминь набрал взяток на $277 млн.
Чем можно себя порадовать на эти деньги?
– Яша, что вы будете делать, если получите миллион долларов?
– Ничего!
– Почему?
– А зачем?
Но господин Лай не скромничал, а обзавелся «тремя сотнями» хороших вещей, приобретя более сотни апартаментов, сто любовниц и столько же качественных авто. Чтобы хватало на содержание всех и вся, Лай Сяоминь усердно работал.
Его China Huarong Asset Management выдавал кредиты ненадежным заемщикам, которым отказывали все остальные организации.
А еще Huarong масштабно занимал деньги на внутреннем и внешнем рынках. К слову, такой уважаемой государственной компании деньги давали в долг с удовольствием и под низкий процент.
Озвученный в январе этого года приговор Лай Сяоминю был предельно суров – смертная казнь.
Казнили Лая тоже удивительно быстро – меньше, чем через месяц после оглашения приговора.
Наказание выглядит слишком жестким за взятки в $277 млн в течение 10 лет, но это четкий сигнал «своим»: борьба с коррупцией под руководством Си Цзиньпина не признает компромиссов.
В настоящее время China Huarong Asset Management должен держателям своих бондов порядка $42 млрд, из них более половины – внешний долг.
По разным оценкам, от $3,6 до $7,4 млрд подлежит к выплате в текущем году.
Судя по промежуточному отчету, на 30 июня 2020 г. Huarong не располагал достаточным кэшем для погашения ближайших долгов.
Более свежие данные по итогам 2020 г. компания не опубликовала в срок: в результате Гонконгская биржа приостановила торги акциями Huarong с 1 апреля 2020 г.
Инвесторы забеспокоились.
В прессе циркулировали разные предположения: от реструктуризации до скорого банкротства Huarong.
Еще больше все занервничали, когда стало известно, что Минфин КНР, которому принадлежит более 60% акций China Huarong Asset Management, думает передать свой пакет государственной Central Huijin Investment.
По данным Bloomberg, доходность долларовых бондов Huarong с погашением в ноябре в четверг приблизилась к 100%, скорректировавшись в итоге до 39%.
Рынки всерьез опасались, что крупная управляющая компания может лишиться государственной поддержки.
Наконец, в пятницу и регулятор, и Huarong дали свои комментарии.
Huarong заверил своих кредиторов, что вовремя проведет ближайшие выплаты по долгам 18 и 27 апреля.
Банковский регулятор заявил, что у Huarong достаточно ликвидности, все четыре государственные управляющие компании работают стабильно и финансовые показатели у них в норме.
По сообщению Reuters, китайский регулятор попросил банки не отказывать Huarong в выдаче кредитов (ведь «у Huarong достаточно ликвидности» ?).
Похоже, в этот раз обошлось: Большой брат не позволит рухнуть системно важной компании.
Однако ситуация с Huarong, вслед за дефолтами в прошлом году, ведет к пересмотру рисков государственных корпораций Китая.
Если правительство перестанет поддерживать госкомпании, то инвестиции в них уже не кажутся безопасными.
После интенсивной борьбы с распространением коронавируса и в результате усилий для восстановления экономики, в Китае скопилось рекордное количество долгов.
Китайские власти призвали бороться с долгами как местные правительства, так и корпоративный сектор.
Вполне возможно, что увидим в этом году новые дефолты китайских госкомпаний.
К слову, международные агентства присваивали Huarong, как и другим госкомпаниям, высокие инвестиционные рейтинги, которые попали под пересмотр лишь на этой неделе.
Чему учит эта история?
Не покупать сто автомобилей (шучу ?).
Не полагаться на рейтинги.
Видеть риски там, где их игнорируют остальные.
Не рассчитывать на государство.
И, конечно, тщательно анализировать компании перед тем, как в них инвестировать.
Как анализировать? Как снижать риски? Об этом я регулярно рассказываю во время своих обучающих