Странные мы все-таки люди.
Когда ставки, по нашему мнению, высоковаты, мы кричим, как ненормальные:
– ЦБ, даешь немедленное и драматическое снижение ставок.
– Даешь триллионы дешевых кредитов в экономику.
– Даешь ипотеку под 5% годовых.
– Даешь финансовую поддержку экономике и т.д. и т.п.
Когда ЦБ идет на беспрецедентные шаги, и снижает ставку до уровня (практически) инфляции или, возможно, ниже, мы переживаем – не побегут ли деньги из банков?
А вдруг рубль рухнет? А вдруг финансовая система войдет в неуправляемый занос?
А вдруг…?
Нам не угодить.
Чего теперь ждать?
Начнем с заимствований.
Понятно, что текущий дефицит бюджета (и, скорее всего, дефицит бюджета ближайших лет) будет покрываться заимствованиями. В конце концов, если задолженность страны вырастет на 5-10 триллионов рублей, ничего трагичного не произойдет.
Однако, основная проблема сегодня в том, что инвесторы не готовы с энтузиазмом давать деньги под текущую доходность, которую предлагает сегодня Минфин. Плюс текущая слабость рубля.
Кому охота одалживать стране под 4-5% годовых при том, что за последние 3 месяца рубль обесценился на 10%? Учитывая, что, одновременно с этим, большинство валют мира, наоборот, укрепились относительно доллара США. Что же будет происходить, если доллар начнет укрепляться?
Каков выход?
1. Поднять ставку. Очень малореальная ситуация. Шанс – от силы 5%.
2. Согласиться с текущей премией и, если надо будет, предоставить премию еще большего размера. Или выпускать новые виды инструментов (об этом чуть ниже). Скорее всего, так и будет. Заимствования проводить нужно. Вероятность, на мой взгляд, 60%.
3. Временно, до улучшения конъюнктуры, отказаться от размещения долга. На мой взгляд идея красивая, но… практически нереальная. Бюджет и так дефицитен. Деньги очень нужны. Вероятность 5%.
4. Провести наше, российское, QE. То есть, грубо говоря, напечатать денег. Как? Да просто: ЦБ на свой баланс выкупает значительный обьем новых заимствований Минфина. То, что делают сегодня ведущие ЦБ мира. Шанс – 30%.
В настоящих условиях шанс на проведение российского QE триллиона на 2-3 рублей выглядит не нулевым.
Другой вопрос: как все это будет действовать на российский рубль?
Если бы рубль был сегодня на уровне 68-70, я бы дал варианту номер 4 шансов процентов 50. Но рубль уже 75,4, и эта ситуация немного выводит ЦБ из зоны комфорта.
Впрочем, резервы у страны огромны. Пока вся эта ситуация выглядит отнюдь не ужасной. Наличие резервов подразумевает многовариантность действий ЦБ. И это хорошо.
Один из вариантов того, как будет выкручиваться в данной ситуации ЦБ, это выпуск флоатеров. Полагаю, что в ближайшее время упор по заимствованиям будет смещаться в сторону именно этих инструментов.
Чем для инвесторов может быть интересен тот или иной флоатер?
Прежде всего тем, что это защитный инструмент.
И я практически убежден, что количество и виды этих инструментов в ближайшее время будут расти значительно.
Хотя выпуск флоатеров – это определенный риск для Минфина. Но… Тут уж, пардон, деваться некуда.
По поводу флоатеров в ближайшее время обязательно подготовлю отдельную статью.