Часть I. Увертюра. Глобально патетическая.
1. Мы должны осознать: это кризис. Кризис мировой. Кризис, который принципиально повлияет не только на финансовые и фондовые рынки. Это кризис, который кардинально воздействует на производственные, хозяйственные, логистические цепочки. Кризис, который основательно, во всех странах, изменит картину в области безработицы, покупательной способности населения (и вообще его благосостояния), производственной активности, в области потенциального банкротства значительного количества компаний и, вообще, нарушит привычный ход жизни. Мир останется тем же, но мир серьезно изменится.
2. Кризис этот частично носит рукотворный характер, что однозначно повлияет на дальнейший ход развития событий. К чему это я? Я очень далек от поиска неких сил, которые, как пишет ряд изданий, изобрели и распространили этот вирус. Пусть озвучиванием подобной ерунды занимаются ненормальные всех мастей. Они же будут раздувать тему подачи исков Китая против США, а США против Китая. Нет. Я о том, как люди коллективно решили взять, да и разрушить собственную экономику. Положить ее, родимую, на алтарь. И непонятно теперь, от чего погибнет больше народу – от этого вируса или от инфарктов и инсультов по причине значительных (или абсолютных) финансовых потерь. Здесь нет хороших решений. Вы возразите: человеческая жизнь важнее любой экономики. Без сомнений. Вот только разрушенная экономика – это множество унесенных жизней.
3. Нынешний кризис, одновременно, кризис структурный. Если хотите, продолжение 2007-2008, поскольку тогда многие проблемы были не решены, а через энергичную накачку ликвидностью и снижение стоимости денег просто сдвинуты по времени. На будущее.
4. Кризис этот – еще и кризис современной регуляции. Глобальный Чиновник, в борьбе за чистоту идей, в борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег настолько усложнил саму предпринимательскую деятельность, что вольно или невольно привел к уменьшению роли и доли среднего и малого бизнеса. Это не только про РФ. Так обстоят дела везде. Впрочем, будем откровенны: падение численности и доходов среднего класса – это не только вопрос регуляции, но и современного развития технологий, и много чего еще (тема для очень интересного и глубокого исследования). Но уже очевидно: принцип «а давайте еще что-то запретим и в чем-то закроем лазейки» работает, только когда все очень хорошо. Как только наступают проблемы, эта система показывает свою полную несостоятельность и несоответствие жизни. Полагаю, что очень скоро этот факт будет понятен всем. Что, впрочем, ничего не изменит: гайки будут закручиваться и дальше, ибо это диалектика и парадокс сегодняшнего развития. Если хотите, парадигма. Увы, доля госсектора и его роль будет расти и дальше. И у нас, и у них.
5. Те кризисные явления, что мы наблюдаем, еще и упадок, как мне кажется, современной политической системы. Принципы «Liberté, Égalité, Fraternité», лежащие в основе современной демократии, подразумевающие «один человек – один голос», себя все более исчерпывают. Множество политиков современности – это популисты, прежде всего тонко чувствующие дыхание масс товарищи, как правого, так и левого толка. Вы скажете, что я в своих размышлениях затронул глобальные вопросы, и это не сегодняшняя тема. Увы, друзья. Именно сегодняшняя. Посмотрите, какое малое число политиков современности способны принимать быстрые и адекватные решения, если хотите, быть настоящими отцами нации. А ведь люди на них смотрят, ждут от своих лидеров и адекватности, и решительности, и конкретных шагов по спасению жизней людей, спасению экономики. Но современные лидеры, пардон, изучали другие науки. Сегодня, увы, одной демагогией и красивыми словесами не отделаться. Именно потому, кстати говоря, на первый уровень как в США, так и во всем мире выходят вопросы местного самоуправления. Это то, что у нас … Эх. А ведь жесткая вертикаль зачастую не в состоянии бороться с очень конкретными текущими вызовами.
Часть II. Конкретная, но жалостливая.
Мы с вами – люди адекватные и прагматичные. Посему от теории (тут много чего можно было бы добавить) перейдем к выводам и осторожным прогнозам.
1. Нефть. Тут моя позиция глобально не меняется. Исходя из колоссального нефтяного навеса – затоваривания в мире, исходя из тех нереальных оптовых цен на нефтепродукты, которые, боюсь, как бы не стали скоро раздавать в США даром, тренд пока строго вниз. Как говорил неделю назад, если не будет чудес, жду ее процентов на 15-20% ниже, чем сегодня. При этом практически убежден, что в какой то момент можем увидеть и резкий обвал. Эдак еще на 30%. Уровни трудно назвать, но, полагаю, что ниже $20 по Brent окажемся, в какой-то момент, с высокой долей вероятности. В такой момент, я думаю, было бы неплохо поймать цену. Может по $19, может по $18. А может в моменте и ниже залететь. Пока стою вниз.
Кстати, и аналитики Goldman Sachs Group Inc. думают аналогично. Они ожидают снижения спроса на нефть в марте на 10,5 миллиона баррелей в сутки и на 18,7 миллиона в сутки в апреле. По их мнению, даже если Саудовская Аравия и Россия заключат новое соглашение о заморозке или сокращении добычи нефти, оно окажется запоздалым и недостаточным. Так что движения вниз по нефти еще как возможны.
2. Рубль против USD. Аналогично нефти. Чем ниже нефть, тем может быть ниже рубль. Это банально. Не знаю, где предел, но полагаю, что при нефти ниже $20 вполне можем и рублем на уровне 85 полюбоваться. Впрочем, мы отлично понимаем: Минфин, в рамках бюджетного правила, будет продавать валюту. Более того, возможно, будет продавать и больше. И резервов достаточно. Поэтому пока сильных колебаний не жду. Другое дело, что нефть погулять на 20-й параллели может и не один, и не два дня. Соответственно, опять же, по закону, Минфин обязан будет каждый день продавать довольно много валюты. Все бы хорошо, но смотрим статистику: за последнее время продано порядка 30 миллиардов долларов. Это не так много на фоне огромных резервов, но и не мало. Интересно, а что будет, если вдруг примут решение резервы сильно не палить? С другой стороны, размер вложений иностранцев в наши бумаги хоть и значителен, но резервов на порядки больше. Возникает вопрос: кто еще будет валюту покупать? Население? Оно по домам сидит. Банки? Сидят тихо, как зайчики, и не пытаются даже игры играть. Знают: не место шуткам в нынешнее время. Лицензия дороже. Корпорации для исполнения своих внешних обязательств? Посмотрим. Но если они вдруг не получат огромные рублевые кредиты от ЦБ, волноваться не стоит. Или если не разместят вдруг облигации на огромные суммы. Пока все, очевидно, будет относительно спокойно. На 100, как обещают горячие головы, забега быть не должно. А вот если нефтяной обвал продлится? Мораль. Фьючерсные контракты USD/RUB держу. Но на великие прибыли не рассчитываю. Скорее, как страховка. Как говорится, на всякий случай. Хотя есть один момент: наша власть, когда сильно надо, может всегда что-то эдакое придумать. Например, что-то ограничить. Традиции, знаете ли, богатые. А традиции, это как скрепы. Великая вещь. Впрочем, будем думать только о хорошем.
3. Золото. По идее, глобально продолжение тренда вверх. Однако, это коварный товар. Дело в том, что для роста цены на золото в небо необходимо несколько факторов. Первое. Значительная ликвидность – много напечатанных денег. Этого хоть отбавляй. Второе. Низкие процентные ставки – имеется. Третье. Инфляционные ожидания. А вот с этим – далеко не факт. Пока народ не готов швыряться деньгами по нынешней ситуации направо и налево, пока так стремительно растет безработица, ни о какой инфляции говорить не приходится. Более того: сегодня у нас есть огромный риск дефляции. А дефляция для цен на золото – не подарок. Мораль: полета цен на золото в стратосферу пока не жду. Иначе говоря, 2000 пока нам только снится.
4. Фондовые рынки. Несмотря на панику по поводу распространения вируса в США, несмотря на жуткие текущие цифры по безработице и очевидно не менее жуткие будущие цифры по всем показателям, включая GDP, безработицу, экономические ожидания и т.д., того, что у нас уже было – обвалов рынков по 8-10% в день – не жду.
Волатильность – да, и еще какая. Хотя VXX снижается, это очень хорошо. Как мне видится, острая фаза падений, судя по всему, завершена. Кризис ликвидности отсутствует. Валюты растут против доллара США. И британский фунт уже 1,24, (как много меня критиковали за мнение, что фунт ниже 1,20 будет крайне недолго), и евро 1,11, и канадец ниже 1,41. И коммодитиз серьезно падать отказываются. Вывод: крайне неторопливо, крайне медленно (пусть это займет и месяц, и два если надо) буду на просадках докупать интересные и перспективные в долгую позиции. Как на рынке акций, так и на долговом рынке, где появились фантастические возможности (хотя риски дефолтов возросли кратно).
Очень подробно на тему того, какие истории сегодня заслуживают вашего внимания, говорил на прошедшем на днях вебинаре.
При этом совершенно не факт, что буду добирать именно конкретные бумаги. Есть отличные ETF, очень подходящие для таких ситуаций. Опять же: дал их список. ETF позволяют диверсифицировать риски.
Сегодня очень трудно угадать, кто быстрее начнет восстанавливаться. У кого 100% не будет проблем. А вот индекс РТС покупать пока воздержусь. Хотя дивиденды по ряду компаний будут очень высокие. Я бы даже сказал – экстремально высокие. Полагаю, что будет еще время купить индекс подешевле, именно из-за нефтяных цен и курса рубля. Впрочем, сегодня акции Роснефти явно не дадут индексу сильно просесть.
В завершение – про рынки. Может, я излишне оптимистичен, но ожидаю увидеть рынки через месяца два-три выше текущих уровней. Хотя через пол-года никто не может обещать, что не увидим новые просадки, уж очень много рисков впереди. Боюсь, не обо всех из них сегодня мы с вами догадываемся. Более всего меня волнует стабильность Еврозоны. Да и геополитика имеет все шансы еще «порадовать нас». Специалисты GS полагают, что у рынков есть возможность обвалиться еще очень сильно. И поэтому, дескать, не стоит «ловить падающие ножи». И согласен, и нет. То, что рынки могут быть ещё ниже – да, согласен. То, что не стоит покупать? Тут каждый решает сам.
Мое мнение повторю ещё раз: НЕ НА ЗАЕМНЫЕ, ТОЛЬКО НА СВОИ, ПО ЧАСТЯМ. ОЧЕНЬ НЕ ТОРОПЯСЬ. ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?
5. Дополнительно о рисках дефолтов. Я думаю, в ближайшие два-три месяца это будет одна из основных тем, которые (разумеется, на огромном расстоянии от главного, что всех нас волнует – распространения вируса, и боязни за жизнь и здоровье близких), нас будут тревожить. Полагаю, что под шумок форс-мажорных обстоятельств у многих будут чесаться руки сделать это. В первую очередь, у тех, у кого это (умение и желание «швырнуть» ближнего) в крови. К примеру, к юго-западу от РФ есть одна замечательная и более чем дружелюбная страна. Сама она вряд ли дефолт устроит: МВФ, как обычно, спасет. И, как обычно, не за Христа ради, а за крайне серьезные прогибы. Но вот олигархи там все как на подбор люди чести. Это общеизвестно. Вот эти, думается, первые о дефолте сейчас сидят и думают. Впрочем, по всему миру таких же замечательных, бескорыстных и бойких ребят хватает.
6. Рынки базовых валют. После очень сильного обвала валют относительно доллара и последующего стремительного обратного движения, сильных новых движений пока не жду. Очевидно, дальнейший рост валют относительно доллара вряд ли будет столь же стремительным, как и их новые падения. Думаю, амплитуда колебаний начнет стихать.
7. Рынки коммодитиз. Очевидно, коммодитиз, сильно завязанные на экономический рост, будут находиться под давлением. Это и медь, и сталь, и многие другие позиции. А вот продовольствие может и повыше быть.
Сегодня можно говорить ещё об очень многом. К примеру, о том, как будущая масштабная безработица будет влиять на:
– экономику стран и регионов;
– политическое устройство мира;
– предстоящие в США выборы;
– степень адекватности решений политиков и т.д.
Можно поговорить и о том, что могут в самое ближайшее время отменить, запретить, зарегулировать. Полагаю, у многих чешутся руки что-нибудь эдакое придумать под флагом спасения мира и цивилизации.
Всем нам стоит помнить вечные слова одного моего очень дальнего родственника. В свое время он сказал : «И это пройдет…».
Все это обязательно пройдёт.