А теперь постараемся ответить на главный вопрос, который волнует многих: что нам в данных условиях год грядущий готовит? Будет ли это год хороший для финансовых рынков? Даст ли он возможность нам заработать? И, разумеется, принесет ли этот год нам «долгожданный» кризис.
Будет ли кризис?
Начну с главного. Никто и никогда не может точно предсказать наступление кризиса. Можно лишь проанализировать тенденции, силы трендов, увидеть какие-то признаки, да и то неочевидные или косвенные. И сделать выводы о возможностях и перспективах.
Год, по всей видимости, ждет совсем не праздничный. Хотя рынки могут вести себя более чем алогично на первый взгляд и устанавливать рекорд за рекордом. А куда деваться ликвидности? Главное, как мне видится, это понимание, что возможности монетарных методов для поддержания стабильности в экономике, потихоньку начинают приходить к своему финальному концу.
Мировая экономика – на игле ликвидности.
Мировая экономика сегодня, как культурист на стероидах – вроде растет масса (в нашем случае денежная), а толку экономике мало. Сели на иглу ликвидности? Похоже на то. Судя по всему, пока это будет продолжаться. Более того, возможно усиливаться. Поэтому анализировать так трудно.
По моему мнению, только сочетание монетарных и одновременно с этим фискальных методов может дать нормальный результат. Впрочем, с фискальными методами все сложнее. Европа – разнобой в позициях стран. Невозможность выработки единой политики. США уже использовали эти методы и теперь пожинают плоды. Вместе с тем, очевидно можно, особенно в преддверии выборов, ждать продолжения этой истории.
Нет, за исключением отдельных стран и, прежде всего, России, в мире возможности и далее снижать процентные ставки. Да и с новыми программами повышения ликвидности можно вполне доиграться до инфляции, измеряемой совсем не 1-2% в год.
С другой стороны, мир, откровенно говоря, уже подсел на эту наркотическую иглу, сойти с которой будет сложно. Самое главное – непонятно, каким образом. Через кризис?
Что будет с экономическим ростом?
В итоге, полагаю, что экономический рост в мире в целом, скорее всего, может продолжить свое замедление, несмотря на мощные программы поднятия ликвидности и низкие ставки. К примеру, США могут снизить рост ВВП до 2,0-2,25%, Европа – до 1%. Что касается Китая, то это очень творчески. Официально это, скорее всего, будет порядка 5,5-6,0% в года. А реально? Никто не знает.
Большой объем ликвидности будет серьезно влиять на commodities, повышая показатели отдельных стран. Основными бенефициарами этого могут стать ЮАР, Россия, Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия, Нигерия, Ангола, Индия и некоторые другие.
Ставки – что дальше?
В США, как мне видится, в ситуации со ставками наступит некая стабильность. Хотя, вполне возможно, если в макроэкономике станут появляться отчетливые негативные сигналы, снизят еще немного (может на 0,25-0,5%). В случае, если начнутся проблемы.
В Европе все останется, скорее всего, без изменений. А вот в развивающихся странах потенциал для снижения ставок еще далеко не исчерпан. Что касается России, то мы вполне может дойти до 5,0-5,25% по ключевой ставке ЦБ.
Нефть – труднопрогнозируемая вещь.
На самом деле, предсказывать поведение цен на нефть – это как угадывать, каким будет настроение твоей девушки следующим утром. Да, сегодня цены относительно высоки, на фоне заключения первой фазы торговой сделки США и Китая, недавних решений ОПЕК, а также успешного IPO Saudi Aramco.
Что будет дальше? Большой вопрос. Рискну предположить, что в первой половине года нефть будет стоять достаточно высоко. Не исключаю рост от текущих уровней. А вот что касается второго полугодия, то здесь что-то определенное сказать сложно.