Доброе утро!
Ничто и никто так не поднимет настроение поутру, как наши бравые чиновники.
«Что касается закредитованности населения, по сравнению с другими странами она находится на низком уровне», – заявили товарищи из МинЭка.
С чего такие выводы?
«России задолженность граждан – менее 20% ВВП. В развивающихся странах – к примеру, в Бразилии, – 30-50%. А в развитых странах, таких как США и Великобритания, – 70-90%»
Отлично. Можно глубоко вздохнуть, осознать всю прелесть ситуации и перестать волноваться. У нас все замечательно. Полагаю, следующий этап марлезонского балета – мы начнем учить весь белый свет (в качестве лидера по данному направлению) как буржуинам правильно строить отношения с заемщиками, чтобы они не были закредитованными. Жили бы себе и не тужили, беря уроки у нас, таких красавцев.
Даже ежику известно: не так важен уровень закредитованности, как важен рост доходов населения – основы платежеспособности.
С чего это вдруг у США, с объёмом внешнего долга по номиналу значительно более 100%, ВВП рейтинг АА+? Или у Германии, с долгом к ВВП около 71% – вообще ААА? Почему, к примеру, у Турции – B+, при долге всего 44% по номиналу к ВВП?
Почему это так?
Как сказано выше, не так важен размер долга, как возможность его отдавать! Более важна динамика роста доходов населения, чем размер этого долга к ВВП. Если доходы населения стабильно растут, если уровень занятости высокий, то в целом нет проблем с выплатами по кредитам.
А ничего, что у нас население зачастую берет в долг не для того, чтобы купить себе новые холодильник или автомобиль, а чтобы элементарно дожить до конца месяца? А ничего, что при такой высокой закредитованности домохозяйств в США, в 2020 году в стране в 2 раза сократилось количество бедных?
На сколько у нас за последний год возросло количество людей за гранью нормального выживания? На сколько у нас сократились реальные располагаемые доходы населения?
Статистика – отличная штука, вертеть ей можно очень весело и непринужденно. Отчитаться и поставить галочку – святое для любого чиновника.
Впрочем, мы прекрасно понимаем – можно хоть 1000 раз черное назвать белым. От этого оно не посветлеет… да и у людей в карманах, увы, не прибавится.