Сегодня утром председатель ЕЦБ Кристин Лагард выступила перед советом генеральных директоров The Wall Street Journal.
Ключевые тезисы ее выступления.
– Восстановление европейской экономики крайне шаткое из-за второй волны во Франции и Испании.
– Регуляторы должны продолжать стимулирование экономики.
– У ЕЦБ есть дополнительное пространство для снижения ключевой ставки, которая и так находится в отрицательной области.
– ЕЦБ будет использовать все доступные инструменты в рамках поддержания финансовой и ценовой стабильности.
На вопросы про изменения в стратегии стимулирования экономики она отвечала крайне неохотно и неоднозначно. Комментарии мадам Лагард были настолько уклончивы, что после этого интервью стало менее ясно, какие именно перспективы монетарной политики она видит.
Во время предыдущего своего выступления Лагард заявляла, что ЕЦБ рассматривает допущение инфляции выше таргета, как это, собственно, сделала ФРС больше месяца назад. Сейчас она достаточно жестко указала, что ЕЦБ в этом вопросе не ориентируется на политику ФРС и отказалась комментировать, рассматривают ли они введение данных мер.
Зато вдруг речь зашла о снижении процентной ставки. Тут Лагард отметила, что у Еврозоны есть пространство для ее дальнейшего снижения. Это не значит, что ставку опустят на ближайшем заседании. Во время кризиса, возможно, более подходящей стратегией является количественное смягчение. Тем не менее, в более среднесрочной перспективе снижение ставки вполне может произойти.
Я бы сказал, что уклончивые ответы главы ЕЦБ и высказывания о том, что регулятор не таргетирует валютный курс и не ориентируется на ФРС – это попытка откреститься от подозрений в том, что ЕЦБ заинтересован конкретно обесценить евро к доллару. И, на мой взгляд, столь осторожная и немного противоречивая реакция Лагард в этом аспекте – следствие того, что ЕЦБ действительно собирается предпринять ответные меры и воспользоваться новыми инструментами, которые помогут разогнать инфляцию в еврозоне и обесценить курс евро к доллару.
Мое мнение не изменилось: скоро будет что-то новенькое в политике европейского регулятора.
Может, начнут допускать инфляцию больше 2%. А, может, не захотят повторять за ФРС и снизят ставку.
Ждем следующего выступления Лагард сегодня вечером и будем рассчитывать, что оно что-то прояснит.