1️⃣РУСАЛ — это алюминий.
2️⃣ГМК «Норильский никель» — это медь, платиноиды и, собственно, никель.
Поэтому мы решили подготовить две статьи по каждой из этих компаний. Сегодня поговорим о РУСАЛе, а на следующей неделе дойдет очередь до «Норникеля».
Итак, из свеженького: на этой неделе в ряде СМИ появилась информация о новом пакете антироссийских санкций со стороны ЕС. В числе прочего упоминается, что санкции коснутся поставок первичного алюминия.
Как это может отразиться на РУСАЛе, у которого доля первичного алюминия в выручке составляет около 82% (данные за 1-е полугодие 2024 года)? Разумеется, хорошего мало, однако ничего катастрофического мы пока не видим.
▪️Во-первых, выручка РУСАЛа от поставок в ЕС неуклонно снижается в пользу стран Юго-Восточной Азии. Так, в 1-м полугодии 2024 г. доля Европы в выручке компании составила 22%, снизившись почти на 10 п.п.
▪️Во-вторых, учитывая начало реставрации двусторонних отношений РФ и США, есть вероятность, что Штаты могут снять свои санкции на поставки российского алюминия. Напомним, что эти ограничения были введены в апреле 2024 года. Это может компенсировать гипотетическую потерю европейского рынка. Шансы невелики, учитывая жесткий протекционизм Трампа, но полностью сбрасывать со счетов этот фактор мы не можем.
▪️В-третьих, если переговорный трек по Украине начнет принимать более конкретные очертания и в конце концов сторонам удастся до чего-то договориться, санкции вообще могут быть отменены. Но это тоже пока «вилами по воде».
Напомним, что ранее РУСАЛ уже пострадал от введения санкций со стороны США и Великобритании. Эти страны запретили поставки цветных металлов из РФ. Кроме того, Лондонская биржа металлов (LME) приостановила покупки алюминия, меди и никеля на свои склады.
Тем не менее это для компании стало триггером для переориентации товарных потоков на рынки стран ЮВА. По данным за 1 полугодие 2024 года, выручка от поставок алюминия в этот регион увеличилась на 20% в годовом выражении. Емкость китайского рынка, как крупнейшего мирового потребителя цветных металлов, позволяет практически безболезненно перенаправить логистику. Места хватит всем.
И все-таки, будет ли РУСАЛ иметь какую-то серьезную выгоду в случае отмены санкций?
1️⃣Возвращение на LME явно бы не помешало.
2️⃣Николаевский глиноземный завод, который закрывал примерно половину потребностей РУСАЛа в сырье — этот вопрос, наверное, самый важный для менеджмента компании.
Тут остановимся немного подробнее. После того, как НГЗ был национализирован Украиной, РУСАЛ был вынужден закупать глинозем за рубежом, что крайне невыгодно. Во-первых, некомфортная логистика. Во-вторых, приходится переплачивать. Поставщики, видя положение компании, стараются не упустить выгоды.
Правда, в конце 2023 года РУСАЛ договорился о покупке 30% акций местного производителя глинозема — компании Hebei Wenfeng. Полностью дефицит собственного сырья для РУСАЛа этот актив не покроет, но хоть что-то.
📎Переходим к выводам. По нашему мнению, возможная отмена антироссийских санкций в отношении РУСАЛа будет иметь для компании умеренно-позитивное значение. Возобновление поставок алюминия на склады LME — более вероятно, но с учетом переориентации потоков в Азию, это уже не так критично.
По Николаевскому заводу. Его возвращение в периметр компании могло бы стать мощным позитивным триггером. Однако тут мы упираемся в сложные геополитические материи, когда дать какой-то определенный прогноз практически невозможно.