Ни для кого не секрет, что рынки живут будущим. Это хорошо видно по котировкам акций «Газпрома», которые выросли почти на 20% после телефонного разговора президентов России и США. А как только начнутся первые реальные намеки на снятие санкций с конкретных секторов, может начаться бурление, которого мы еще не видели.
Однако, есть ли варианты, при которых отмена санкций стать негативом для российского рынка?
◽️Открытие международных расчетов, гипотетический возврат к SWIFT и снятие ограничений на операции с валютой – всё это безусловный позитив для банковского сектора. Об этом подробно писал тут и тут.
Но это только первый этап. Рано или поздно придется обсуждать взаимную разблокировку активов. И тут уже все не так просто.
➡️На счетах типа С, по нашим расчетам, уже более 1 трлн руб. Да, сумма не колоссальная, но более чем внушительная. Это «живые деньги» — накопленные средства в виде дивидендов и купонов.
А сколько в активах?
Не забываем, что в руках недружественных нерезидентов заблокировано порядка 60–70% российских акций — это ≈30-40 трлн руб. в зависимости от капитализации фондоворого рынка. Эти активы обездвижены на обособленных счетах и торговать ими нерезиденты не могут. Поэтому последствия единовременной разморозки могут быть серьезными для фондового рынка — мы уже видели последствия «продаж по любой цене» в 2024 году.
➡️Может начаться массовый отток капитала из страны, что, безусловно, отразится на курсе рубля.
Возможен ли такой сценарий?
Теоретически — да. Практически — скорее нет.
1️⃣Как ни странно, может быть и обратная ситуация — приток иностранного капитала на фоне высокой доходности наших инструментов. То есть уже дешевизна активов — залог того, что при раскрытии рынка поток пойдет как в одну, так и другую сторону.
2️⃣С высокой долей вероятности до всего этого может дойти очередь очень нескоро. Мы обсуждаем то, что будет на втором или третьем этапе развития событий. Опять же, при благоприятном завершении самых первых этапов. Но даже первые будут идти крайне непросто. И не за пять минут все сразу станет вокруг «голубым и зеленым».
3️⃣В случае раскрытия рынков, убежден, все будет идти крайне неспешно и поэтапно. Монетарные власти в своей манере, полагаю, будут действовать крайне осторожно — прекрасно понимая негативные последствия спешки в данном вопросе.
4️⃣Противоположная сторона, опять же, я практически убежден в этом, будет обставлять все действия многочисленными условиями и требованиями. Начнут как обычно работать по-новому инструменты комплаенса, этого страшного и циничного оружия, при котором вновь и вновь всем придется доказывать, что не имеешь отношения ни к жирафам, ни к пингвинам.
Нужно четко понять: за последние годы даже в случае позитивного развития событий в переговорном процессе столько всего нагромождено, что разруливать предстоит годами. Да и многое уже успело на той стороне пройти процесс «усушки и утруски».
О чем речь?
➖Наши западные коллеги имеют очень некрасивое свойство даже в случае заморозки активов начислять на них порой более чем значительные комиссии и поборы. И очень возможен крайне некрасивый поворот, когда при возможной разморозке вдруг будет выясняться, что от активов по факту останется какая-то часть. И это, боюсь, нам предстоит узнать.
➖А еще может выясниться, что ряд структур как-то за это время почили в бозе и ликвидационные комиссии вынуждены были ряд активов продать. Знаете, в ликвидационных комиссиях сидят люди с высокими зарплатами. Их всех кормить нужно. За счет чужих активов.
И это все будет, к сожалению. Особенно этой болезнью «любят болеть» различные британские структуры.
Да, к сожалению, даже после того, как геополитические проблемы будут решены, вопросы финансовые по принципу поиска, кто кому и насколько рабинович, будут идти весьма долго.
И в завершение
Возможный возврат иностранных компаний увеличит конкуренцию на внутреннем рынке — российскому бизнесу вновь будет необходима очередная адаптация к меняющимся условиям.
Вывод
📎Да, реальная отмена санкций может создать вызовы для российского рынка. Но пока это только гипотетический сценарий, участники рынка будут смотреть на него исключительно под призмой позитива.
Важно понимать, что финансовые власти уж точно осознают возможные риски и не будут действовать опрометчиво. Их задача — минимизировать потенциальные шоки для экономики, сохраняя баланс между открытостью рынков и устойчивостью финансовой системы.