Бартерные сделки между Россией и Китаем: как это повлияет на торговлю и рубль?
Sergey
Вчера вышла новость, что Россия и Китай могут решить проблему платежей через… бартер. Неужели все настолько плохо? Разбираемся.
Несмотря на то, что банки Поднебесной то и дело выдают «последнее китайское предупреждение» относительно денежных переводов из России в Китай, торговля между нашими странами продолжает расти. Мы уже говорили, что в условиях некоторых банковских ограничений, в ход идут самые «успешные» валютные практики лихих 90-х в России.
Тем не менее проблемы остаются:
В России продолжается нехватка юаневой ликвидности из-за растущего спроса на валюту.
Нельзя недооценивать вторичные санкции — после 12 октября (дата окончания лицензии OFAC США на завершение отношений с санкционными НРД и НКЦ) биржевые торги юанем на Мосбирже могут быть под вопросом. Скорее всего, китайский госбанк ICBC, который пришел на смену Bank of China, вряд ли захочет брать на себя риски вторичных санкций. Поэтому ничего исключать нельзя. Неужели бартер поможет и как его осуществить в таких объемах?
Например, с российской и китайской стороны могут быть компании, которые закупают товар от местных экспортеров (внутри страны), обмениваются товаром и информацией об отправителях и получателях с коллегами на другой стороне и продают товар местным импортерам (опять же, внутри страны).
Таким образом осуществляется своеобразный взаимозачет (по-научному: клиринг) — многосторонний учет требований и обязательств, без движения непосредственно денег между странами.
Почему это возможно?
Торговля между Россией и Китаем относительно сбалансирована: экспорт из России в Китай лишь ненамного превосходит импорт из Китая в Россию, да и то не каждый месяц. Так что осуществление подобного клиринга это вопрос техники и политической воли. В прошлом Пекин заключал бартерные сделки с Малайзией и Ираном, поэтому «оплата натурой» — это не первый опыт для Китая. Как это отразится на рубле?
Скорее всего, незначительно. Когда в ход идут товары вместо денег, то необходимость менять валюту отсутствует, а значит влияние минимальное.
Санкции санкциями, а торговая жизнь всегда найдет дорогу. Так что до полной экономической блокады, как до Китая пешком.