Возможно ли повторение нефтяного кризиса в прежнем виде в наши дни?
?Спойлер: вряд ли.
Конечно, с одной стороны, очень многое будет зависеть от того, насколько будет втянут в нынешний конфликт основной спонсор ХАМАСа Иран.
В случае открытого участия Тегерана, возможны несколько уровней эскалации конфликта, вплоть до попыток перекрытия Ираном Ормузского пролива, одной из главных энергетических артерий мира. Это неизбежно приведет к стремительному росту цен на СПГ, нефть и продукты ее переработки.
? С другой стороны, за прошедшие полвека в мире произошло серьезное геополитическое и экономическое переформатирование.
?Мир стал гибче, глобальнее, да и «западная» экономика, как не крути, стала во многом постиндустриальной.
?Соединенные Штаты, уже в 1975 году создали Стратегический нефтяной резерв (кстати, во время войны в Персидском заливе 1991 г. он уже продемонстрировал свою эффективность, позволив купировать нежелательные колебания на рынке энергоресурсов).
?Помимо этого, в том числе, благодаря сланцевой революции, США сами превратились в крупнейшего производителя нефти в мире. Теперь, скорее, это проблема «мировой фабрики» – Китая.
?Но самое главное отличие ситуации года 2023 от 1973, в том, что единой арабской коалиции сегодня не существует. Благодаря посредничеству Вашингтона Тель-Авив смог наладить отношения с большинством своих прежних региональных оппонентов и был близок к достижению соглашения с Саудовской Аравией (одна из возможных, кстати, причин нынешнего провоцирования конфликта).
Мотивов предпринять консолидированные шаги, аналогичные пятидесятилетней давности, у нефтедобывающих стран Ближнего Востока просто нет.
?И ещё немаловажное – то, как и каким образом в прошлую субботу произошло нападение ХАМАСа на территорию Израиля, которое по своей жестокости в отношении мирного населения потрясло весь мир, практически исключает открытую солидаризацию с террористами хоть сколько-нибудь вменяемых режимов региона.
Вывод
?Проблемы на нефтяном рынке с относительным ростом цен на фоне нынешнего обострения возникнуть могут, но достигнуть масштаба 1973 года, в силу приведённых факторов, они не способны.
P. S. Цены на нефть с начала конфликта подросли. Аж на 2%. Ну как-то не слишком выразительно.
На газ, поставляемый в Европу, гораздо существеннее. На37%. Однако полагаю, что переизбыток газа в мире достаточно быстро и здесь погасит текущую волатильность.
Что касается Катара, который пригрозил перекрыть поставки газа в Европу. Так, одновременно с этим Катар подписывает соглашение с Total.
Как говорится, угрозы – дело святое. Но угрозы угрозами, а бизнес – дело еще более святое.