Крах Credit Suisse был следствием многих причин. Однако многие сходятся во мнении, что соломинкой, переломившей спину верблюду, стал отказ его крупнейшего акционера (9,9% капитала) – Нацбанка Саудовской Аравии (SNB) – предоставлять дополнительную помощь.
Решение SNB озвучил его глава Аммар аль-Худаири. Он мотивировал его правилами банка, не позволяющими превышать порог в 10%. Риск-менеджмент и все такое.
Итог известен – Credit Suisse был продан UBS за $3,24 млрд. Саудовский банк при этом теряет до 80% из $1,5 млрд, вложенных прошлой осенью. После такого у Аммара аль-Худаири не могло не найтись личных причин, чтобы уйти с поста председателя SNB.
Но был ли отказ в помощи признаком некомпетентности и разбазариванием денег саудовской королевской семьи?
Аммар аль-Худаири давно в финансовой индустрии и наверняка понимал последствия своих слов. Возможно, он решил, что сколько денег этим жадным менеджерам CS ни дай, они все растащат или потеряют. И предпочел ограничить убытки.
Если бы Банк Швейцарии предложил, как для UBS, кредит на $54 млрд и гарантий ликвидности на $108 млрд, я ни секунды не сомневаюсь, что SNB рассмотрел бы такое предложение. Но им такого никто не предлагал, у них просто просили больше денег. Нашли, понимаешь, дойную корову!
Так что демонстративный отказ Аммара аль-Худаири мог быть проявлением ответственности, а не некомпетентности. Неудачно зашли в рискованный актив? Бывает. Однако важнее признать ошибку и не множить убытки. Что и было сделано.
Миллиард, конечно, жалко. Но кто знает, не было ли у каких-нибудь саудовских фондов позиций в CDS на Credit Suisse или опционов Put на акции европейских банков?