Не перестаем удивляться изменчивости погоды и настроения на рынках и вокруг них. Всего 7 недель назад в Совете Безопасности ООН звучали панические предостережения о том, что запасов пшеницы в мире осталось лишь на 10 недель. Тогда мы позволили себе на эту тему немного пошутить (https://t.me/bitkogan_hotline/3101), и что же имеем теперь?
Закрома не опустели, цены рухнули. Пшеница с майского максимума рухнула к середине прошлой недели на 36%, кукуруза на 24,5%. Пальмовое масло потеряло почти 50%.
Некоторые источники указывали на еще большее падение зерна. Например, кукуруза более 30%. Это не вполне точно. Там максимум брался по июльскому контракту, который формально еще торгуется, а минимум по декабрьскому, который сейчас наиболее ликвидный.
Не будем придираться, сути дела это не меняет. Как по волшебству наладилась погода на американском Среднем Западе и в Европе. Выяснилось, что Россия соберет рекордный урожай пшеницы и в целом зерновых. Неплохо обстоят дела с пшеницей в Китае и кукурузой в Бразилии.
Значит ли это, что голод отменяется?
С большой вероятностью, да. Продовольственные рынки, как правило, функционируют именно так. При высоких ценах все стараются собрать урожай побольше. В отличие от рынков энергоносителей, где участникам свойственно картельное поведение и заработок на ценах, а не на объемах.
Фермеров же не смущает ни погода, ни дорогая солярка и удобрения. Например, все ждали снижения посевов в США более требовательной к удобрениям кукурузы в пользу сои. Но не тут-то было. Цена самой кукурузы перевесила дороговизну удобрений, и посевные площади остались в районе прошлогодних уровней.
Точно можно расслабиться?
Нет, не точно. Одним из факторов, повлиявших на цены, стало снижение активности импортеров, не желавших платить слишком высокую цену за зерно. В частности, Египет отсутствовал на рынке более трех месяцев, ожидая низких цен.
И дождался. На прошлой неделе страна объявила тендер на покупку зерна с максимальным с 2012 г. объемом в 815 тыс. тонн. В итоге бОльшая часть из этого объема будет поставлена из России, но важно даже не это. Важно, что на текущих ценовых уровнях импортеры активизируются.
Это означает поддержку ценам, и говорит о том, что проблемы еще не закончились. Реальный физический спрос оказывает давление на запасы, и если где-то снова возникнут опасения за урожай, то настрой рынка может измениться в сторону дефицита и роста цен.
На продовольственных рынках по-прежнему многое остается на усмотрение природы. Поэтому гарантировать низкие цены никто не может. Стоило экстремальной жаре с юга США переместиться ближе к зерновым штатам, как цены тут же стали резко отскакивать.
Вывод. Снижение цен на зерно это естественный процесс. Как правило, внизу цены проводят гораздо больше времени, чем вверху. Но до тех пор, пока наполнение закромов лишь ожидается, а не уже свершилось, рынки остаются уязвимыми. Тем более в условиях низкой доступности и дороговизны удобрений.
В сервисе по подписке мы уже отмечали, что период дорогого продовольствия пока не окончен. У цен на пшеницу немало шансов вернуться к двузначным значениям выше $10 за бушель (+15-20% от текущих $8,9) осенью. Полагаем, что интерес к зерну во втором полугодии сохранится.
Надеемся, что это поможет Московской бирже с успешным запуском фьючерса и опционов на индекс пшеницы, рассчитываемый Национальной Товарной Биржей. Торги стартуют 19 июля. В наше время рублевый ценовой ориентир, торгуемый внутри России, очень актуален.