Сегодня крупнейший ETF провайдер FinEx сообщил о том, что один из его фондов, ориентированных на Россию, обнулился или буквально «лопнул», в результате чего инвесторы потеряли все деньги. Фонд состоял из еврооблигаций крупнейших российских компаний — всего 37 бумаг — и позиционировался как инвестиции в наиболее надежные долговые обязательства крупнейших российских корпораций с повышенной рублевой доходностью за счет операций валютного хеджирования. Однако, увы и ах – FXRB всё. Ой! – Хотелось бы сказать нам, будь мы простыми обывателями.
Но в данном вопросе и ирония категорически неуместна, и язык совершенно не поворачивается шутить, ведь событие крайне неприятное и крайне болезненное для огромного количества наших инвесторов. Многие и так имеют проблему за проблемой, и только этого ещё не хватало для полного «счастья». Не будем забывать, что в такого рода консервативные фонды инвесторы зачастую вкладывают свои накопления и денежные средства, которые не могут позволить себе потерять. Всё это невероятно печально!
Но что же произошло на самом деле? Попробуем разобраться. В официальном сообщении на сайте FinEx написано следующее:
«Как и для других фондов с рублевым хеджем, стремительное обесценение рубля привело к значительным убыткам по хеджу в FXRB. В условиях, когда международный сегмент рынка российских корпоративных еврооблигаций на фоне санкций практически перестал существовать, инвестиционный менеджер, действуя в соответствии с регулированием и инвестиционным мандатом, был вынужден продать все еврооблигации, которые относились к данному классу акций, чтобы покрыть долг по контрактам валютного хеджирования. В результате в портфеле рублевого класса акций (FXRB) не осталось базовых активов, а все другие еврооблигации в портфеле фонда теперь относятся к валютному классу акций (FXRU). По тем еврооблигациям, которые обслуживаются эмитентами, FXRU продолжает получать выплаты, несмотря на прекращение расчета СЧА».
Что это значит? Читаем далее:
«Фонд FXRB в ближайшем будущем прекратит свое существование, и инвесторам не стоит ожидать каких-либо выплат по этому активу. На текущий момент эта информация раскрыта в краткой отчетности FinEx Funds ICAV».
Если попытаться продраться через официоз и рассмотреть ситуацию «на пальцах», то получается следующее – инвестиционная декларация данного конкретного фонда предусматривала хеджирование портфеля еврооблигаций с помощью коротких фьючерсов на доллар (что подразумевает покупку рубля). А потому, когда в марте рубль вынесло на 120, фонд получил маржинколл и был вынужден резать позицию. В то же время, как мы помним, российские активы на зарубежных рынках начали сбрасывать как «токсичные». Не избежали этой участи и российские евробонды. В итоге стоимость активов фонда упала в пять раз, и их также пришлось резать по любым ценам дабы покрыть убытки и от хеджа в том числе. В принципе, стратегия фонда предполагала, что вероятность наступления этих событий одновременно категорически мала, однако она есть. И это событие наступило. При том, что каждое из них по отдельности фонду ничем почти не угрожало.
Как тут не вспомнить историю LTCM или банкротства Bear Sterns и Leman Brothers?