Друзья, всем привет!
Радость рынков от того, что «похоже, все самое страшное позади» и невероятно специальная по своему накалу и последствиям СВО завершается, по крайней мере, на Киевском и Черниговском направлениях, превысила все остальные страхи и опасения.
Рынки игнорируют и невероятный дефицит всего, что только можно, и бешеную инфляцию, и серьезное снижение мировых темпов роста, и обострение напряженности по многим уголкам мира, и… Одним словом, абсолютно все остальное.
Главное – рынки, похоже, вообще не переживают на тему грядущего повышения ставок. Даже разговоры на тему того, что американскому регулятору, очевидно, придется продавать активы с баланса ФРС, не влияют на оптимизм инвесторов. Индекс S&P 500 упорно стремится к достигнутым в начале года вершинам вопреки всякой логике.
С другой стороны… о какой логике можно сегодня говорить?
Глава ФРБ Филадельфии и член FOMC Патрик Харкер вчера заявил, что, хотя он и выступает за “методичную” серию повышений процентных ставок, в случае необходимости готов поддержать более агрессивные шаги. Пока же Харкер ожидает семь повышений ставок на 25 базисных пунктов в этом году. Читаем между строк: в ближайшие разы ставку очевидно придется поднимать более агрессивно (к примеру по 50 б.п.). Рынки и на этот весьма тонкий намек решили забить.
От чего будет зависеть решимость действий ФРС? В первую очередь, от инфляционных ожиданий, которые в последнее время не радуют от слова «совсем».
Одним из основных рисков в этом плане остается «затягивание» логистического кризиса. На днях датский оператор контейнерных перевозок A.P. Moeller-Maersk AS предупредил, что локдаун в Шанхае, введенный из-за роста заболеваемости COVID-19, будет иметь негативные последствия для сектора и приведет к росту стоимости транспортировки.
В результате конфликта в Украине, мир столкнулся с перебоями в поставках:
- алюминия,
- кобальта,
- меди,
- никеля,
- палладия,
- платины,
- золота,
- стали,
- алмазов,
- удобрений,
- пшеницы…
и других необходимых для мирового производства и развития товаров.
Как, наверное, известно уже каждому пионеру и пенсионеру, на Россию приходится 4% мирового объема производимой стали, 4% кобальта, 3,5% мирового объема меди, 6% алюминия, 7% никеля, 10% платины, 10% добываемого золота, 30% алмазов, 40% палладия.
Ну и наконец, мир столкнулся с вышедшими из под контроля ценами на топливо и электроэнергию. Про нефть и газ уже и рассказывать неинтересно.
Можно долго перечислять все факторы, которые (даже каждый в отдельности) просто обязаны были обвалить фондовые рынки. Но… Несмотря на ястребиную риторику Харкера:
▪️S&P 500 (^GSPC) вчера вырос на 1,23%;
▪️Dow Jones Industrial Average (^DJI) – на 0,97%;
▪️NASDAQ Composite (^IXIC) – на 1,84%, Russell 2000 (^RUT) – на 2,65%;
▪️Gold Apr 22 (GC=F) снизился на 1,14%.
Что происходит? По всей видимости, рынки смотрят вперед. Рынки полны оптимизма и полагают, что худшее уже позади. Пока не могу ответить взаимностью всему этому оптимизму. Хотя уже и сам не до конца понимаю, какой фактор или совокупность факторов смогут сейчас охладить энтузиазм инвесторов.
Основные факторы, подталкивающие инвесторов в желании покупать:
1️⃣ Боязнь остаться без активов в период высокой инфляции, которая перевешивает другие страхи и опасения.
2️⃣ Надежды на скорое продвижение к окончанию активной части противостояния.