Друзья, всем привет! Как стало известно недавно, Россия переходит от евро и долларов к рублям в расчетах за поставки природного газа покупателям из недружественных стран. Президент страны России Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что в сложившихся условиях расчеты за энергоносители в валюте – не нужны. «Западные валюты, традиционно использовавшиеся в расчетах за российский газ, себя «скомпрометировали».
Заинтересованным лицам, а именно ЦБ и «Газпрому», было поручено разработать финансовые аспекты и путь денег, и изменить валюту в контрактах с потребителями. Причем это коснется пока только газа из трубы, а по СПГ, которые поставляют тот же «Газпром» и «Новатэк», пока все остается по-прежнему.
Отметим также, что для экономики РФ изменения практически ни на что не влияют. Все равно бенчмарк цены на газ – долларовый, и опираясь на него, в теории, будет рассчитана новая цена для потребителей газа уже в российских деньгах. Поэтому разницы нет – что «Газпром» раньше получал валюту напрямую, что теперь сначала будет пересчет цены в зависимости от бенчмарка, а потом уже оплата в рублях.
Но, как говорится, есть нюансы.
1⃣ При продаже за рубли по сути 100% (не 50, не 80, а именно 100) валютной выручки конвертируются в рубль. Потому реакция рубля на это решение вполне понятна – началось неплохое укрепление.
2⃣ Рубль приобретает абсолютно иное значение: по сути, становится квази-энергетической валютой. Это серьезное политическое решение, меняющее некие экономико-философские основы бытия.
Однако, как мы с вами знаем, для любой сделки необходимо согласие обеих сторон. Любовь по принуждению или необходимости хоть и бывает, но обычно носит недолгий и чисто технический характер. Ни страсти тебе, ни энтузиазма, на особой радости. Что у нас в данном случае с взаимной радостью от такой любви?
Как отреагировали на это иностранцы? Посмотрим, что об этом писали в СМИ.
Реакция на решение РФ была несколько неоднозначной.
Странные они все какие-то… Ну ничего. Подумают супостаты, и согласятся… куды ж деваться-то?
Или не согласятся. А вот тогда самое интересное начнется. Если не согласятся. Газ – штука не очень политичная. Нужен он. Ой как нужен. И чего тогда?
Некоторые технически важные вопросы. Как теперь платить в рублях? В чем проблематика?
По классике все понятно. Если расчеты идут в рублях, то покупатели должны будут открыть счета в банках, имеющих РАБОТАЮЩИЕ корсчета в рублях. Далее будет работать тот же механизм аккредитивов. Только в рублях. То есть поставка банку валюты, далее – конвертация в рубль. Открытие аккредитива в рублях.
Далее поставка товара. Раскрытие аккредитива. И расчеты.
Возникают нюансы – во-первых, курсовые разницы. Чтобы их не возникало, нужна фиксация цены в рублях или второй вариант – создание механизма одновременного со сделкой хеджирования цены. Опять же, все понятно. Кроме одного: все вышеперечисленное – это некая отмена санкций. Иначе говоря, посыл России четок и однозначен. Хотите нюхать наш газ – отменяйте санкции. Иначе сами нюхать будем, а вам не дадим. Умрите супостаты от зависти. Своего-то не хватает.
Есть ли какие-то компромиссные варианты? Теоретически есть. Запад может рассчитываться золотом. Звучит бредово, но зато санкции сохраняются. Как говорится, все прошли между струйками. И газ получили. И рубль по сути своей сделали такой, пусть не энергетической, но золотой валютой. Тоже миленько.
Запад может для конверсий и расчетов использовать третью промежуточную валюту – например, рупию или юань. Громоздко. Затратно. Малоэффективно. Но формально санкции сохраняются. Как говорится, и рыбка съедена и горжетка не помята.
И, наконец, некие бартерные схемы. Типа газ взамен на комплектующие или что-то еще. Но это уже из области бреда, можно тогда и ракушками начать рассчитываться.
Вывод. Запад получил весьма непростую задачку. Как ее решать будут? Посмотрим.