Когда тем или иным товарным рынкам грозит дефицит, происходящие в мире события и связанный с ними новостной поток парадоксальным образом начинают подпитывать эти страхи. Для падающих профицитных рынков это тоже верно, но для растущих работает более выраженно.
Не успели цены на алюминий на прошлой неделе обновить 10-летний максимум на планах Китая по сокращению производства, как в прошедшие выходные появился новый повод для беспокойства – в Гвинее произошел военный переворот. Действие конституции приостановлено, президент арестован, границы закрыты.
В целом для развивающегося мира явление обычное, но в стране с самыми большими в мире резервами какого-либо важного сырья такое все-таки случается не каждый день. В данном случае речь о бокситах – основе алюминиевого производства.
Основатель Русала Олег Дерипаска опасается, что рынок алюминия может встряхнуть, ведь 20% мирового производства алюминия использует бокситы из Гвинеи. У самого Русала эта доля еще выше – около 30%.
В мире больше опасаются за поставки в Китай, поскольку на Гвинею приходится примерно 55% всего импорта бокистов в страну.
Можно было бы возразить, что раз Китай сам готов сокращать производство, то возможное снижение поставок из неспокойного региона может оказаться не столь чувствительным. Однако локальная корректировка производственных планов и форс-мажор, затрагивающий большие объемы на неопределенный срок, – это таки две большие разницы. Поэтому цены на алюминий на LME обновили максимум прошлой недели, достигнув сегодня с утра $2775,5 за тонну.
Впрочем, Aluminum Corp. of China – крупнейший производитель, имеющий ряд проектов в Гвинее, заявил, что его операции в регионе проходят без изменений, а запасов руды в самом Китае более, чем достаточно для бесперебойной работы.
Другой китайский алюминиевый гигант, так же активно разрабатывающий гвинейские бокситы, China Hongqiao, хранит молчание, в результате акции Hongqiao (1378 HK) снизились сегодня на 4% в ходе торгов в Гонконге.
Политическую ситуацию в Гвинее нам оценить сложно. Однако поступающие сведения позволяют предположить, что разница с переворотом в Мьянме и последовавшим переполохом на рынке олова в феврале этого года существенная.
В Мьянме после переворота начались массовые протесты гражданского населения, весьма жестко подавленные. Здесь же широкие народные массы происходящее скорее приветствуют. Впрочем, телекартинка может быть обманчива.
Помехи для добычи и экспорта бокситов вряд ли входят в планы полковника Мамади Думбуйа, возглавившего переворот. Даже условия комендантского часа в зонах добычи руды ослаблены. Пока будем считать, что ему удастся провести в жизнь свою повестку. Но перебои во время переходного процесса более чем вероятны. Так что Олег Дерипаска, скорее всего, прав, рынок алюминия может потрясти.
Если для самого алюминия эта тряска может означать дальнейший рост, то конкретно для Русала в этом могут лежать определенные риски. В