Bloomberg обратил внимание на записку, которую аналитик Industrial Securities Co. Чжу Юэ опубликовал в четверг, и которая с тех пор активно обсуждалась в локальных медиа. В ней раскрываются планы Китая по реализации гигантского проекта в области возобновляемой энергии.
В пустынной местности, не слишком удаленной от высоковольтных ЛЭП, будут построены солнечные и ветряные станции общей мощностью 400 ГВатт. Это соответствует почти всей возобновляемой генерации Европы в настоящий момент.
Вероятно, речь идет о западных областях Китая, а также о существующих и планируемых высоковольтных линиях, связывающих западные возобновляемые проекты с центрами потребления на востоке страны. План может быть изложен на предстоящем международном форуме по климату в Глазго, как подтверждение решимости китайского правительства развивать возобновляемые источники энергии.
Ни сам Чжу Юэ, ни Национальная Энергетическая Администрация не ответили на запрос корреспондентов Bloomberg, но спекуляции вокруг проекта отправили акции некоторых компаний сектора на верхний лимит дневного изменения цены в четверг.
В частности, на 10% выросли бумаги Xinjiang Goldwind Science & Technology Co – крупнейшего в стране производителя ветряных турбин и Ming Yang Smart Energy Group.
В пятницу рост продолжился, но уже не так агрессивно. Инвесторы ждут официальных пояснений и подтверждений проекта, которых пока нет.
Независимо от того, насколько точны сведения Чжу Юэ, тенденция к росту возобновляемой энергетики обозначена очень отчетливо. И в мировом масштабе, и особенно в Китае.
Глобально среди всех источников энергии лишь солнце и ветер показали рост в тяжелом для всех 2020 году, пусть рост этот и был немного скромнее обычного. По данным BP Statistical Review of World Energy, в Китае выработка электричества из возобновляемых источников увеличилась в прошлом году на 15,1% по сравнению со средними 28,9% в 2009-19 годах.
Неудивительно, что с такими темпами роста Китай уверенно лидирует в мировой возобновляемой энергетике с 282 ГВатт ветряной и 253 ГВатт солнечной мощности на конец 2020 года. Это около трети глобальной генерации – 743 ГВатт по ветру и 795 ГВатт по солнцу. (Цифры китайского правительства и BloombergNEF.)
Планы же правительства еще более амбициозны и требуют большего ускорения введения в строй возобновляемых мощностей, чтобы достичь климатических целей. Си Цзиньпин хочет достигнуть пика выбросов СО2 в 2030 году, а углеродной нейтральности к 2060-му. Обычно такие длительные планы смещаются по времени ещё сильнее, но в случае возобновляемой энергии в Китае не исключено как раз опережение графика. Возможно, значительное.
Позитивных сюрпризов от компаний сектора может быть немало. Мы обязательно поговорим об этом в рамках нашего вебинара, посвященного фондовому рынку Китая, 8 сентября.
Что касается традиционной энергетики, то упомянутый проект является для неё очередным тревожным звоночком. Безусловно, можно по-прежнему снисходительно относиться к солнцу и ветру, которые дают лишь 5,7% общего мирового потребления энергии на 2020-й год. В Китае их доля чуть меньше – 5,36% из-за высокой энергоемкости экономики. Но в 2010 году эта доля не превышала 1,9%, то есть увеличилась в 3 раза за 10 лет, и растет все быстрее. Если так пойдёт и дальше, то через 10 лет доля возобновляемых источников в глобальном энергобалансе будет сопоставима с долей нефти или газа, а к 2036 году, вероятно, превысит их. И мир станет другим.