В исторической перспективе Китаю понадобилось не так много времени, чтобы из полуколониальной страны вырасти в технологическую державу с одной из самых крупных экономик в мире. Ключевой для экономического развития страны период начался в 1978 г., когда Дэн Сяопин запустил политику реформ и открытости. Вскоре ВВП Китая станет удваиваться каждые 10 лет, этот мощный рост создаст условия для повышения уровня жизни населения и технологического развития страны.
К эпохальной дате была запланирована и, разумеется, достигнута одна из двух «столетних целей» (вторая приурочена к 2049 г., столетию образования КНР) – всестороннее построение общества средней зажиточности сяокан. Это важное понятие уходит корнями в конфуцианство. В современном Китае сяокан означает благополучное общество, опирающееся на средний класс. Идею построить такое общество озвучил Дэн Сяопин примерно тогда же, когда стартовали его судьбоносные реформы. Критерии сяокана китайское руководство неоднократно меняло, добавляя новые условия и повышая показатели, включающие ВВП на душу населения, уровень урбанизации, норму жилой площади в городах, количество врачей на тысячу человек, уровень образования и занятости и т.д.
Однако чем ближе шло к дедлайну, тем меньше цифр оставалось в критериях сяокана. Если в 2012 г. считали, что ВВП на душу населения в благополучном китайском обществе должен быть не ниже среднего по миру, то в 2021 г. уже предпочитали об этом не вспоминать. Подумаешь, слегка не дотянули. Искоренение абсолютной нищеты, которой по определению не должно быть в благополучном обществе, стало финальным аккордом в построении всестороннего сяокана по версии Си Цзиньпина.
Но не будем придираться. Учитывая, в какой точке находился Китай сто лет назад, его достижения за минувший век, а особенно последние 30 лет, беспрецедентны. Очевидно, что высокие результаты были бы невозможны без своевременных экономических реформ. КПК же обеспечила механизм последовательной реализации этих реформ и преемственности стратегических целей между поколениями руководителей страны. Именно здесь кроется секрет успеха детища КПК – социализма с китайской спецификой.
Население Китая лояльно партии во многом благодаря тому, что с каждым поколением уровень жизни людей ощутимо растет. Но пройдет время и жить благополучно станет нормой для значительной части страны. Нормальное развитие человеческого общества неизбежно приводит к росту свободы: появляется все больше людей, самостоятельно мыслящих.
Возможен ли долгосрочный экономический рост в условиях жесткой тоталитарной системы? Или он неизбежно приведет к ее ослаблению? Ответы на эти важные вопросы подскажет дальнейшая история КПК.