На днях в ходе Московской конференции по международной безопасности Министр обороны Китая обрушился с жесткой критикой на США, которая, впрочем, в этом году становится традиционной. В частности, он
В чем суть?
США остаются ключевым военным союзником и важным торговым партнером Тайваня. Политическая позиция США по Тайваню весьма интересна и напоминает анекдот про Мойше, у которого уже 12 детей от Сарочки, а он все не женится. Между США и Тайванем (также именующем себя Китайской Республикой) не действуют официальные дипломатические отношения, то есть формально Штаты не признают остров независимым государством. При этом США взяли на себя обязательства по обеспечению безопасности острова и регулярно критикуют КНР за посягательство на Тайвань. Словом, оберегают и помогают, но «жениться» не собираются.
Китайской Республики нет в ООН, большинство стран признают Тайвань частью КНР. Есть ли вообще страны, которые считают Тайвань отдельным государством? Есть: Гондурас, Парагвай и еще 13 других, не слишком влиятельных, стран. Возможно, такая поддержка укрепляет моральный дух Тайваня… но на этом, пожалуй, и всё.
С точки зрения Пекина, США своей активностью вокруг свободолюбивого острова вмешиваются во внутренние дела Китая. Напряжение между Китаем и США по Тайваньскому вопросу не ослабевает как при Трампе, так и при Байдене. В КНР признают, что независимость Тайваня означает войну.
Готов ли Китай эту войну развязать?
Военные расходы США в разы выше, чем у Китая. В номинальном выражении расходы Китая на оборонку растут, но доля этих трат в общих расходах государства
Потому и рынки на очередные американские провокации и громкие заявления китайских чиновников обычно реагируют вяло или никак. Когда власти Тайваня объявили 15 июня о крупнейшем вторжении китайских ВВС, акции TSCM (TSM US)опустились на 4,5%, но вскоре отскочили обратно. Так себе реакция на 28 единиц военной воздушной техники, включая истребители и бомбардировщики. Не страшно, полетают и вернутся домой ?
Несмотря на то, что Китай все решительней заявляет о готовности решить силой Тайваньский вопрос, возможность военного конфликта в ближайшее время практически исключена.