Исполняю взятое вчера обязательство написать поподробнее о том, что у нас происходит в металлургии.
Бог велел делиться или «деньги на бочку» – такова, по всей видимости, позиция государства по отношению к «сверхприбылям» российских металлургов.
Более предметно разберём ситуацию с экспортными пошлинами на металлы, которые собираются ввести в РФ. Несомненно, для металлургов это действительно негативные новости, но отнюдь не катастрофа.
О сложившейся ситуации – тезисно.
– Базовая ставка пошлин по всем металлам составляет около 15%. Это сравнительно много.
– Наиболее могут пострадать РУСАЛ и «Норильский никель», у которых львиная часть выручки – экспортная.
– В меньшей степени испытают дискомфорт от пошлин сталелитейные компании. Прежде всего потому, что доля экспортной выручки у них меньше, чем у РУСАЛа и ГМК. Наименее уязвим в этом плане ММК.
– Сталелитейные компании также испытают дискомфорт, но не так, как производители цветных металлов.
– Потери компаний могут составить от 15% до 20% EBITDA в зависимости от того, на какой срок будут введены пошлины.
– Наиболее прискорбный фактор – все это может негативно отразиться на дивидендах. Особенно это касается РУСАЛА, для которого дивиденды от «Норникеля» имеют жизненно важное значение.
Понятно, что цены высоко, рынки перегреты. Мы уже проводили аналогии с Китаем, который, во-первых, по-другому ставит вопрос, а, во-вторых, пытается противостоять росту цен рыночными методами.
Китаю не нравится, что приходится покупать металлы по высоким ценам; это вредит эффективности государственных инвестиций.
Российские чиновники говорят об изъятии «сверхприбылей». Чувствуете разницу? Китай продает госрезервы в попытке хоть немного охладить цены. Россия вводит экспортные пошлины, то есть проводит столь желанное изъятие, как кажется чиновникам, «лишних денег» у металлургов. К слову, металлурги и так платят налоги, но, видимо, бюджету этого маловато.
Лишних денег, как известно, не бывает, и часть высоких прибылей (абсолютно заслуженно заработанных) могли бы пойти на дивиденды. Но государство в очередной раз вмешивается в частный бизнес самым конкретным образом.
Интересно, если цены на нефть достигнут $80, будут ли проводится подобные «изъятия» у «Роснефти» или «Газпромнефти»? Хотя о чем это я? Нефтяники были по-доброму «ощипаны» в прошлом году.
Означает ли это, что на российских металлургах пора ставить крест? На мой взгляд, нет. Конечно, теперь мультипликаторы, учитывая снижение прогнозов по финансам, несколько выше. Однако, металлурги все равно выглядят привлекательно.
Компании металлургической отрасли в России
Пока рынок воспринимает новости по пошлинам резко отрицательно, и это вполне понятно. Полагаю, есть смысл переждать, пока улягутся эмоции, и спокойно либо открывать позиции в акциях металлургов по сниженным ценам, либо усреднять текущие позиции.
В ближайшее время более детально пройдемся по всем компаниям и поговорим о том, как повлияют пошлины на конкретных металлургов.
А вообще, на мой взгляд, основная проблема не в пошлинах, а в том, что государство на ходу меняет правила игры. Причина проста: наше государство полагает, что сможет всегда более эффективно распорядиться деньгами, чем частный бизнес. Ну а здесь… огромное поле для творческого осмысления данного постулата. Если это так, то почему наши старики получают такую «замечательную» пенсию? Почему у нас МРОТ такой, как есть, а не разика в полтора выше?